Государственное регулирование валютного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области финансов. Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т. е. акций, облигаций и других ценных бумаг. Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала (кредитов), рынок ценных бумаг, валютный рынок.

Содержание работы

1.Роль государственного регулирования в современной экономике. Структура финансового рынка
2. Государственное регулирование рынка денежного капитала (кредитов) :
-Основные понятия рынка денежного капитала
-Роль Банка России в регулировании банковской деятельности .
3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг:
-Основные понятия рынка ценных бумаг
-Государственное регулирование рынка ценных бумаг
4.Государственное регулирование валютного рынка:
-Методы регулирования валютного курса
-Государственное регулирование валютного рынка в Российской Федерации . 5.Государственное регулирование денежного обращения:
-Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики .
-Денежная система Российской Федерации
-Задачи антиинфляционной политики
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

- формирование рынка  долгов кредитных организаций и их должников. Агентство по реструктуризации кредитных организаций возьмет на себя при активном участии Банка России часть работы по защите интересов кредиторов банков, проведению комплекса мероприятий по преодолению финансовой неустойчивости конкретных банков либо по такому осуществлению процесса ликвидации банков, которое позволит осуществить справедливое распределение имущества обанкротившихся кредитных организаций между кредиторами. Для реализации поставленных задач Агентство получит право осуществлять следующие виды деятельности:

- приобретение контрольных  пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и  осуществление управления этими  банками; - принятие в залог и  в управление пакетов акций  (долей в уставном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;

- участие в капитале  банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства  в этих банках, оказание им  экономической поддержки; - участие  в разработке и реализации  планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации;

- управление активами, приобретение, реализация и посредничество  при реализации активов ликвидируемых  банков;

- отстранение от руководства  кредитной организацией лиц, допустивших  потерю кредитной организацией  капитала либо препятствующих ее оздоровлению; - организация привлечения необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.

К другим мерам по реструктуризации банковской системы, которые Правительство  Российской Федерации и Банк России намерены реализовать, относятся: - проведение активной политики поддержки и развития инфраструктуры финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; - усиление банковского надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчетности, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.

В соответствии с мерами Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения  в стране, влияние государства  на банки еще более возрастет. По поводу этого в последнее время  слышно много негативных высказываний. Однако в развитых зарубежных странах влияние государства еще более велико. Например, в США, если банк хочет расширить существующее здание или построить новое, он должен получить разрешение своего контролирующего органа. 
 
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 
    3. 1. Основные понятия рынка ценных бумаг

Ценные бумаги - титул  собственности, дающий его владельцу  право на получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся акции, облигации корпораций и государства. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичными рынками  называются те, на которых выпущенные ценные бумаги впервые продаются  покупателям. Вторичные рынки ведут  торговлю уже находящимися во владении ценными бумагами. Это различие между  ними действительно важно. Если продана вновь выпущенная акция компании, то вырученные средства получает эта компания, а если продается акция, выпущенная и проданная ранее, то вырученные средства идут ее последнему владельцу. Вторичные рынки помогают корпорациям продавать вновь выпущенные ими акции или облигации, повышая их ликвидность. Вторичные рынки имеют существенно больший торговый оборот по сравнению с первичными и при этом намного более известны. Вторичный рынок представлен главным образом фондовыми биржами. Помимо биржевого рынка существует и внебиржевой рынок. 
     3. 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

До недавнего времени государственный  контроль за рынком ценных бумаг практически  отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1. 07. 96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

1) осуществление разработки основных  направлений развития рынка ценных  бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждение стандартов эмиссии  ценных бумаг, проспектов эмиссии  ценных бумаг эмитентов, в том  числе иностранных эмитентов,  осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разработка и утверждение единых  требований к правилам осуществления  профессиональной деятельности  с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) установка единых обязательных  требований к операциям с ценными  бумагами, норм допуска ценных  бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5) установка единых требований  к порядку ведения реестра  именных ценных бумаг; 6) установка  порядка и осуществление лицензирования  различных видов профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг и деятельности по оценке  и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;

7) выдача, приостановка  или отзыв генеральных лицензий  на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка;

8) определение стандартов  деятельности инвестиционных, негосударственных  пенсионных, страховых фондов и  страховых компаний на рынке  ценных бумаг 9) осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах;

10) обеспечение создания  общедоступной системы раскрытия  информации на рынке ценных  бумаг;

11) регулирование деятельности  саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация  в соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией, осуществляет следующие функции:

устанавливает правила  и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  и операций с ценными бумагами для своих членов; выдает ходатайства  для получения в лицензирующих  органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; осуществляет контрольные полномочия;

налагает санкции и  применяет меры воздействия к  своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации  о ценных бумагах; направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.

Саморегулируемые организации  призваны помочь государству в решении  задач развития и совершенствования  системы функционального регулирования  рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с  ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Не смотря на усиление положительного влияния государства  на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику. 
 
   4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА 
    4. 1. Методы регулирования валютного курса

Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено “рыночным силам”. В мире существуют 3 основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в  прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса центральный банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом может служить аргентинское песо. В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим. Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках и регулировать движение валютных курсов).

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, “неконтролируемый  рынок не может использовать всю  имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя”.

Официальное регулирование валютного курса основано на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение  следующих задач: сглаживание резких краткосрочных колебаний;

остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации; прекращение тренда на валютном рынке; установление целевого значения валютного курса; сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение; стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики: он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе; он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты; при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, российское правительство, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение  движения капитала, или барьеры в  международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного курса  является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций  зависит от их интенсивности, а также  от доверия к официальным монетарным органам.

4. 2. Государственное  регулирование валютного рынка  в Российской Федерации В России до 1995 года валютное регулирование практически отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.

Информация о работе Государственное регулирование валютного рынка