Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.

Содержание работы

Введение Стр:
Глава 1. Государственный долг Российской Федерации:
понятие, структура и современное состояние
1.1. Понятия государственного долга 4
1.2. Формы государственного долга7
1.3. Классификация государственного долга 9
Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ
2.1. Управление государственным долгом13
2.2 Органы управления государственным долгом в России20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

КурСОВАЯ.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План:

                             

Введение                                                                                                             Стр:

Глава 1. Государственный долг Российской Федерации:                            

 понятие, структура и  современное состояние         

    1. Понятия государственного долга                                                     4
    2. Формы государственного долга                                                       7
    3. Классификация государственного долга                                          9

Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ

2.1.  Управление государственным долгом                                            13

2.2 Органы управления государственным долгом в России                 20

Заключение                                                                                                          25

Список использованной литературы                                                                27

 

 

 

Введение

Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.

В экономической литературе проблема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. Здесь следует отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения.

Очевидно, что именно несогласованность оценок и экономических воззрений авторов позволяет разрабатывать новые рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом.

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
  2. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
  3. Рассмотрение методов управления и регулирования государственного долга.
  4. Определение социально-экономических последствий государственного долга.

Глава 1. Государственный долг Российской Федерации: понятие, структура и современное состояние

1.1Понятия государственного  долга

Долговые отношения с участием государства и муниципальных образований являются неотъемлемой частью финансовых систем большинства государств мира. В рамках мировой финансовой системы результатом многочисленных заимствований органами власти различных уровней на внутреннем и внешнем финансовых рынках стал рост государственного и муниципального долга как в относительном, так и в абсолютном выражении.

 
Государственный (муниципальный) долг можно рассматривать в нескольких аспектах. С экономической точки зрения государственный (муниципальный) долг представляет собой совокупность общественных отношений, в которых государство (местные органы власти) выступает в качестве заемщика или гаранта возврата займов, выданных третьиv лицам. 
 
С материальной точки зрения долг государства (муниципалитетов) является денежной задолженностью государства (местных органов власти) перед физическими и юридическими лицами. 
 
И наконец, с правовой позиции государственный долг представляет собой денежное обязательство государства (муниципальных образований) по возврату полученных взаймы денежных средств и обязательство отвечать перед кредиторами за исполнение обязательств третьими лицами. 
 
В действующем бюджетном законодательстве Российской Федерации государственный долг Российской Федерации определяется как: 
 
1) долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации; 
 
2) долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

 
3) долговые  обязательства, возникшие в результате  принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых  обязательств третьих лиц (ст. 97 БК  РФ). 
 
В научной литературе также выделяют понятие "общегосударственный долг", которое представляет собой совокупность долговых обязательств всех органов власти различных уровней (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований). 
 
При рассмотрении общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного (муниципального) долга, можно выделить ряд основных признаков.

 
Во-первых, обязательным субъектом в области государственного (муниципального) долга выступает государство (муниципальное образование) в качестве заемщика или гаранта.

 
Во-вторых, отношения в области государственного (муниципального) долга возникают, изменяются и прекращаются по поводу денежных средств, т.е. являются финансовыми отношениями.

 
В-третьих, отношения в сфере государственного (муниципального) кредита строятся на основе срочности, возвратности, платности и добровольности. Подчеркнем, что принцип добровольности в сфере государственного долга необходимо рассматривать с определенными ограничениями, касающимися отношений уполномоченных государственных органов между собой при привлечении денежных средств, их использовании, обслуживании и погашении.

 
Вместе с тем взаимоотношения уполномоченных государственных (муниципальных) органов с физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и их юридическими лицами - заемщиками всегда построены на основе равноправия, добровольности, имущественной самостоятельности и автономии воль сторон. 
 
В-четвертых, отношения в сфере государственного (муниципального) долга направлены на аккумуляцию свободных денежных средств. 
 
В-пятых, назначением государственного (муниципального) долга является финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. В случае предоставления государственных гарантий можно говорить об обеспечении развития общественно значимых программ. 
 
На основании изложенного под государственным (муниципальным) долгом следует понимать урегулированную правовыми нормами систему общественных отношений, в которых их обязательный субъект - государство (муниципальное образование) в лице уполномоченных органов выступает в качестве заемщика, гаранта по отношению к иностранным государствам, международным организациям, юридическим и физическим лицам или признает за собой долговые обязательства третьих лиц в целях финансирования дефицита бюджета и обеспечения развития социально-экономических программ.

 

 

1.2Формы государственного долга 

 

Принятые государством (муниципальными образованиями) долговые обязательства находят свое отражение в оформленных кредитных соглашениях, обращающихся государственных и муниципальных ценных бумагах и иных долговых обязательствах. Перечень форм государственного и муниципального долга приведен в БК РФ. Рассмотрим их более подробно. 
 
Прежде всего следует выделить кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данные соглашения представляют собой дву- и многосторонние сделки, целью которых является предоставление Российской Федерации как заемщику денежных средств в виде кредитов на условиях добровольности, платности, срочности и возвратности. 
 
Наиболее распространенной формой государственного долга выступают государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. Под государственными (муниципальными) ценными бумагами понимаются эмиссионные ценные бумаги (облигации), выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, которые удостоверяют право их держателя на получение от эмитента денежных средств (могут быть выражены в национальной или иностранной валюте) или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав.

Отдельной формой государственного долга выступают договоры и соглашения о получении Российской Федерацией кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Должником по бюджетному кредиту может выступать Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. 
 
Специфической формой государственного (муниципального) долга выступают договоры о предоставлении Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями государственных (муниципальных) гарантий. С правовой точки зрения предоставление государственной (муниципальной) гарантии не является основанием для возникновения заемных отношений, в которых участвует государство (муниципальное образование).

Государственная (муниципальная) гарантия - вид долгового обязательства, оформленного в письменной форме, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия, по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму.  
 
Государственная гарантия лишь закрепляет обязанность государства, муниципального образования исполнить обязательство должника в случае его ненадлежащего выполнения последним перед третьим лицом. Таким образом, говорить о денежном обязательстве государства (муниципального образования) можно лишь на момент неисполнения юридическим лицом гарантированных обязательств. 
 
И наконец, одной из форм долга являются долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации. Так, государственным внутренним долгом Российской Федерации признаются государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей, обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции. К данной форме государственного долга также относятся гарантированные сбережения граждан.

 

                                     

1.3  Классификация государственного долга       

В финансово-правовой литературе выделяют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов. Рассмотрим основные из них.

По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

  • краткосрочными (до одного года);
  • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
  • долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг может быть внешний и внутренний.

Способ пополнения государственной казны за счет займа средств, выраженных в национальной валюте, у населения страны и негосударственных организаций, при помощи выпуска государственных ценных бумаг - внутренний государственный долг. В состав внутреннего государственного долга входят: долгосрочные и краткосрочные облигации, облигации сберегательного и внутреннего валютного займа.

В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

По данным министерства финансов внутренний государственный долг составляет:

на 1 марта 2011 года

на 1 июля 2012 года

на 1 января 2013 года

3083,2 млрд рублей

3795,5 млрд рублей

4 176 млрд рублей


На первое октября 2013 года государственный внутренний долг, выпаженный в государственных ценных бумагах составил5 110 млрд рублей.

Информация о работе Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ