Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 11:47, курсовая работа
Государственный долг – такая же важная категория экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в привлечении средств населения, институциональных инвесторов и банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью производится регулирование денежного обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние на формирование и исполнение государственного бюджета.
Введение Стр:
Глава 1. Государственный долг Российской Федерации:
понятие, структура и современное состояние
1.1. Понятия государственного долга 4
1.2. Формы государственного долга7
1.3. Классификация государственного долга 9
Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ
2.1. Управление государственным долгом13
2.2 Органы управления государственным долгом в России20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Внутренний государственный
долг играет очень важную роль в макроэкономическом
Задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, а также организациям, выраженная в иностранной валюте – внешний государственный долг.
В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
По данным министерства финансов внешний государственный долг составляет:
на 1 ноября 2011 |
на 1 января 2012 |
на 1 января 2013 |
488,9 млрд долл. США |
545,3 млрд долл. США |
623,963 млрд долл. США |
Внешний долг России увеличивается в последние годы. За первый квартал 2013 года внешний долг России вырос с 632 до 684 миллиардов долларов. Увеличение объёма задолженности составило 52 миллиарда долларов, или около 8,3 процента.
Этот рост был обеспечен в основном нефинансовым сектором экономики, чьи долги увеличились с 366 до 412 миллиардов долларов. Задолженность банков поднялась с 201 до 205 миллиардов, обязательства государства уменьшились с 47,8 до 46,4 миллиарда долларов.
В зависимости от эмитента
выделяют:
- государственный
долг Российской Федерации;
- государственный
долг субъекта Российской Федерации (субфедеральный
долг);
- муниципальный долг.
Отметим, что Российская
Федерация не несет ответственности по
долговым обязательствам субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
если последние не были гарантированы
Российской Федерацией. В свою очередь
субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования не отвечают по долговым обязательствам
друг друга, если указанные обязательства
не были гарантированы ими, а также по
долговым обязательствам Российской Федерации.
В зависимости от срока
наступления выплат по долговым обязательствам
различают государственный долг:
- капитальный;
- текущий.
Под капитальным
долгом понимается вся сумма
выпущенных, но непогашенных обязательств
с учетом невыплаченных процентов.
Под текущим
долгом понимается задолженность
(основной долг, начисленные проценты
и штрафные санкции), срок оплаты которой
уже наступил.
Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ
2.1. Управление государственным долгом
Государственный
долг как неотъемлемая часть государственных
и муниципальных финансов нуждается в
управлении со стороны государства и муниципальных
образований. При этом управление государственным
долгом можно рассматривать как в узком,
так и в широком смысле.
В узком смысле
управление государственным долгом определяется как совокупность
финансово-долговых операций, осуществляемых
исполнительными органами государственной
власти и уполномоченными специализированными
финансовыми организациями в одностороннем
порядке или по согласованию с кредиторами
в целях изменения структуры и состава
государственного долга.
Данное определение
соответствует положениям ст. 101 БК РФ,
предусматривающим, что "управление
государственным долгом Российской Федерации
осуществляется Правительством Российской
Федерации или уполномоченным им Министерством
финансов РФ". Вместе с тем содержание
понятия "управление государственным
(муниципальным) долгом" в финансовом
законодательстве Российской Федерации
не раскрывается.
В широком
смысле управление государственным
долгом можно рассматривать
как финансовую деятельность законодательных
и исполнительных органов государственной
власти и уполномоченных ими организаций
по финансовому прогнозированию, планированию,
проведению финансовых долговых операций,
финансовому учету и контролю государственного
долга, направленную на финансирование
дефицита государственного бюджета
и удешевление государственного долга.
Рассмотрим каждую
из стадий более подробно.
1. Финансово-долговое
прогнозирование заключается в разработке
документов о прогнозах социально-экономического
развития государства. Ежегодно Минфин
России совместно с другими органами исполнительной
власти подготавливает Бюджетное послание
Президента РФ, содержащее основные показатели
социально-экономического развития РФ
на планируемый год и среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации, прогноз
сводного финансового баланса по территории
Российской Федерации и прогноз консолидированного
бюджета Российской Федерации на очередной
финансовый год представляется в Государственную
Думу одновременно с проектом федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в обязательном порядке.
2. Финансово-долговое
планирование можно рассматривать
как деятельность по принятию решений
относительно дальнейших действий. В Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
определяются стратегические ориентиры
деятельности государства в сфере управления
долгом, что дает основание относить бюджетное
послание к функции как прогнозирования,
так и планирования.
Планирование также
проявляется через разработку и принятие
программ государственных внешних и внутренних
заимствований и гарантий, в которых указываются
размеры предполагаемых заимствований
и гарантий, форма и виды государственных
займов, а также структура внешнего и внутреннего
государственного долга на очередной
финансовый год.
На данной стадии основополагающим
финансово-плановым актом является закон
о бюджете соответствующего уровня на
следующий год. В нем указывается дефицит
бюджета, а также предельные суммы, направляемые
на обслуживание и погашение внешнего
и внутреннего государственного долга.
В БК РФ установлен широкий круг финансово-правовых
ограничений на размер дефицита федерального
бюджета, предельный объем внутреннего
и внешнего государственного долга, пределы
внешних заимствований, предельные расходы
на обслуживание государственного долга.
В целом деятельность
государства по финансово-долговому прогнозированию
и планированию получила название "стратегическое
управление государственным долгом".
3. В свою очередь, к оперативному
управлению государственным долгом следует
относить проведение
финансовых долговых операций, под которыми понимаются
сделки и (или) акты исполнительных органов
государства или уполномоченных финансовых
организаций, направленные на изменение
размера, состава и структуры государственного
долга.
Рассмотрим основные
виды финансово-долговых операций, а также
виды нарушений государством (муниципальным
образованием) своих долговых обязательств.
Выпуск государственных
ценных бумаг - отчуждение государством
(муниципальным образованием) государственных
(муниципальных) ценных бумаг первым владельцам.
Конверсия представляет собой
изменение доходности государственного
займа путем уменьшения или увеличения
процентной ставки, уплачиваемой на основной
долг.
Выделяют несколько
видов конверсий:
- факультативную
(кредиторы могут
отказаться или согласиться с
новыми условиями);
- обязательную
(кредиторы могут
принять новые условия или
получить обратно внесенную сумму);
- принудительную
(предполагает одностороннее
изменение условий займов).
Консолидацией (пролонгацией) является изменение
срока действия ранее выпущенных займов
в целях легальной отсрочки платежа. В
зависимости от способа изменения срока
выделяют консолидацию путем добавления
процентных купонов к старым облигациям
либо путем выпуска новых облигаций и
обмена их на обращающиеся облигации.
Унификация - объединение обращающихся
займов в один вновь выпускаемый. Особенностью
данной операции является то, что она проводится,
как правило, одновременно с изменением
ставки процента (конверсии) и (или) срока
обращения (консолидации).
В зависимости от направленности
правового регулирования данные операции
могут осуществляться как на основании
односторонней воли государства, что придает
им финансово-правовой характер, так и
по соглашению сторон, что делает данные
отношения гражданско-правовыми.
В настоящее время
в российском законодательстве, как и
в большинстве стран мира, существует
прямой запрет на одностороннее изменение
условий выпущенного в обращение государственного
(муниципального) займа, в том числе сроков
выплаты и размера процентных платежей,
срока обращения, что позволяет гарантировать
инвестору, изначально менее защищенному
субъекту, надлежащее исполнение обязательств
государства по отношению к нему.
Согласно ст. 105 БК РФ
под реструктуризацией
долга понимается основанное
на соглашении прекращение долговых обязательств,
составляющих государственный или муниципальный
долг, с заменой указанных долговых обязательств
иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения
долговых обязательств.
Реструктуризация
может быть осуществлена с частичным списанием
(сокращением) суммы основного долга.
В финансово-правовой
науке различают реструктуризации:
-институциональную;
-техническую.
К первым относятся
финансово-долговые операции, проведенные
в рамках Лондонского, Парижского клубов
кредиторов или иных международных институциональных
структур. Техническая реструктуризация
предполагает изменение условий обслуживания
и погашения государственного долга.
Реверс - изменение предмета
долгового обязательства. При замене денежного
обязательства обязательством предоставить
определенное имущество (например, товары
народного потребления) можно говорить
о натурализации, а в обратной ситуации
- о валютизации.
Рефинансирование - погашение существующего
государственного долга за счет средств
ранее выпущенного займа.
Существует прямое
рефинансирование (замена на новые облигации
при наступлении срока платежа) и предварительное
рефинансирование (до наступления срока
платежа).
Отличительной чертой
управления государственным долгом Российской
Федерации в период 1995 - 1998 гг. стало построение
схемы заимствований именно на основе
финансово-долговой операции рефинансирования.
Обслуживание (выплата доходов в
виде процентов или в иной форме) и погашение
государственного (муниципального) долга (возврат основного
долга) являются финансово-долговыми операциями,
в результате которых изменяется размер,
состав и структура государственного
долга.
Предоставление обеспечения
под выпуск государственного займа. Государственный долг
Российской Федерации полностью и без
условий обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности имуществом,
что является публично-правовой гарантией.
Изменение обязательных
резервов. С финансово-долговыми
операциями в рамках управления государственным
долгом также связана деятельность центральных
банков государства, которые могут устанавливать
и изменять нормативы обязательных резервов
в виде государственных ценных бумаг кредитных
организаций.
Изменение статуса
(вида) ценной бумаги - присвоение статуса
государственной ценной бумаги, предоставляющей
владельцам возможность выведения из
налогооблагаемой базы доходов по государственным
ценным бумагам.
В настоящий момент
две указанные выше операции не используются.
Принятие долга - правопреемственность
между государствами применительно к
определенной территории, имеющая место
при смене формы правления, государственно-политического
режима.
В истории России примером
такой операции является Императорский
Указ от 15 января 1798 г., на основе которого
в рамках вхождения Польши в состав Российской
Империи была осуществлена реструктуризация
польских и российских долгов банкирским
домом "Гопе и Ко" путем выпуска государственных
облигаций на 88300000 руб. под 5% на 12 лет.
Принципиально иными
действиями являются аннулирование
(отказ от долга) и отказ от
платежа в срок. Это нарушение государственным
(муниципальным) образованием своих долговых
обязательств. Их отличием друга от друга
является то, что если аннулирование -
это отказ государства осуществлять платежи
по данным долгам в будущем, то при отказе
от платежа (просрочка платежа) государство
намерено осуществить платеж в иной срок.
В международной практике
данные нарушения рассматриваются как дефолт (default), под которым понимается
любое из мероприятий государства, так
или иначе нарушающее права кредиторов.
К ним относятся отказ
в платеже, нарушение обязательств по
иным долговым обязательствам государства,
изменение условий займа независимо от
наличия согласия кредиторов на наименее
выгодные условия по сравнению с первоначальными,
деноминация валюты государства с потерей
номинальной стоимости, любое нарушение,
связанное со сроками и размерами выплат,
мораторий государства на платежи по государственным
долгам, прекращение членства в Международном
валютном фонде.
4. Финансовый учет
и контроль как функция управления
государственным долгом представляет
собой проверку целесообразности и законности
деятельности уполномоченных государственных
и частных органов в сфере управления
государственным долгом. В Российской
Федерации установлена единая система
учета и регистрации государственных
заимствований.
Минфин России осуществляет
ведение государственных книг внутреннего
и внешнего долга, составляющих государственную
долговую книгу; в свою очередь, финансовый
орган местного самоуправления ведет
муниципальную долговую книгу.
2.2 Органы
управления государственным долгом Российской Федерации
Управление государственным
долгом Российской Федерации осуществляется
органами различных ветвей государственной
власти и специализированными финансовыми
организациями. Рассмотрим их более подробно.
Президент
РФ координирует и направляет
деятельность законодательных и исполнительных
органов в сфере управления государственным
долгом Российской Федерации путем формирования
системы и структуры органов исполнительной
власти (назначает Председателя Правительства
РФ, представляет кандидатуру Председателя
Банка России), предоставления бюджетного
послания, касающегося также вопросов
государственного долга, возможности
использования права законодательной
инициативы или вето в части совершенствований
правового регулирования отношений в
сфере государственного (муниципального)
долга.
Федеральное Собрание как законодательный
орган участвует в управлении государственным
долгом в форме принятия федеральных законов
о федеральном бюджете и утверждения программ
внешних и внутренних заимствований.
Вся подготовительная
работа: разработка и доработка, экономико-правовой
анализ законопроектов, а также изучение
текущей ситуации и зарубежного опыта
- возложена на постоянно действующие
в структуре Государственной Думы Федерального
Собрания комитеты и комиссии. Значимость
участия высшего законодательного (представительного)
органа выражается в необходимости законодательно
как подтвердить уже существующие государственные
долги, так и одобрить возможность новых
заимствований.
Правительство
РФ на основании бюджетных
целей и ограничений, установленных Президентом
РФ и Федеральным Собранием, непосредственно
управляет государственным долгом.
Среди полномочий Правительства
РФ можно выделить предоставление в Государственную
Думу проекта федерального бюджета и отчета
об его исполнении, заключений на законопроекты
о выпуске государственных займов, об
изменении финансовых обязательств государства.
Исключительно на заседаниях Правительства
РФ устанавливаются объемы выпуска государственных
ценных бумаг, а также утверждаются Генеральные
условия эмиссии и обращения государственных
ценных бумаг.
Проведение финансовых
долговых операций осуществляют специализированные
государственные органы и организации,
которым Правительство РФ делегирует
большинство полномочий по управлению
государственным долгом на основе нормативных
актов или договоров. Среди финансовых
органов государственной власти - Минфин
России, который Правительство РФ вправе
уполномочить управлять государственным
долгом.
К функциям Минфина
России отнесено составление и исполнение
федерального бюджета, возложены основные
полномочия по управлению государственным
долгом Российской Федерации. Среди них
выделяют разработку состава и структуры
государственного долга, подготовку проектов
программ внешних и внутренних заимствований,
предложение мер по совершенствованию
структуры государственного долга и оптимизации
расходов по его обслуживанию, ведение
учета государственного долга.
Минфин России в сфере
управления госдолгом сотрудничает с
Министерством экономического развития
РФ, которое участвует в разработке проектов
программ внешних заимствований России,
в процессе урегулирования внешней задолженности
Российской Федерации и выплаты долгов
иностранных государств Российской Федерации
и осуществляет контроль за эффективным
и целевым использованием кредитов.
Федеральная служба
по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет консультационную
и методологическую поддержку Минфина
России в части разработки основных направлений
развития рынка ценных бумаг (в том числе
государственных ценных бумаг) и координации
деятельности органов государственной
власти по вопросам регулирования рынка
ценных бумаг.
Наиболее многоаспектными
являются отношения Минфина России с Банком
России, который проводит денежно-кредитную
политику государства. Установление обязательных
нормативов, резервов, ставок кредитования,
размера золотовалютных резервов, валютные
интервенции, операции на рынке государственных
ценных бумаг позволяют Банку России оказывать
воздействие на стоимость, состояние и
рынок внутренних государственных заимствований,
способность государства обслуживать
и погашать государственный долг.
Немаловажной функцией Банка России в сфере государственного
долга является осуществление операций
по обслуживанию внутреннего государственного
долга России на безвозмездной основе.
В свою очередь, Федеральное казначейство регистрирует все операции,
связанные с поступлением из источников
финансирования дефицита бюджета, а также
санкционирует и финансирует расходы
федерального бюджета по обслуживанию
государственного долга, тем самым контролируя
сроки и полноту исполнения государственных
долговых обязательств со стороны Банка
России и других уполномоченных финансовых
организаций.
Органом финансового
контроля в сфере государственного долга
выступает Счетная
палата РФ, которая осуществляет
контроль за государственным долгом, ЦБ
РФ и движением средств федерального бюджета
в кредитных организациях. Контрольно-ревизионная
деятельность Счетной палаты РФ проявляется
в контроле за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета по объемам, структуре, целевому
назначению государственных займов и
государственному долгу. Также Счетная
палата РФ осуществляет непосредственный
контроль за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга России,
за использованием кредитных ресурсов,
предоставляемых Российской Федерации.
Применительно к бюджетному
процессу (на стадии составления проекта
бюджета и его утверждения) Счетная палата
РФ дает заключения на проекты законов
о федеральном бюджете на соответствующий
год. На стадии исполнения федерального
бюджета Счетная палата РФ осуществляет
анализ форм отчетности участников бюджетного
процесса, финансовой отчетности уполномоченных
кредитных органов и готовит для палат
Федерального Собрания сводные отчеты
о результатах контрольных мероприятий,
а также экспертные оценки.
На стадии контроля
за исполнением бюджета по итогам проведенной
комплексной документальной ревизии исполнения
бюджета Счетной палатой РФ составляется
заключение на проект представляемого
Правительством РФ в Государственную
Думу отчета об исполнении федерального
бюджета за соответствующий год.
Значимость Счетной
палаты РФ выражается не только в осуществлении
контрольной функции управления государственным
долгом, но и в том, что она является своеобразным
"парламентским контролем", своего
рода показателем, насколько в соответствии
с принятым законом о федеральном бюджете
и утвержденными программами внутренних
и внешних заимствований действуют органы
государственной власти.
Таким образом, существующая
система органов управления государственным
долгом имеет следующую структуру. Федеральное
Собрание в законе о федеральном бюджете
и программах заимствований определяет
"законодательную" стратегию управления
государственным долгом.
Оперативное управление
осуществляет Правительство РФ, по поручению
которого непосредственно управляет государственным
долгом (планирует, прогнозирует, учитывает
и осуществляет финансово-долговые операции)
Минфин России.
Обслуживание государственного
долга осуществляют Банк России, а также
уполномоченные Минфином России кредитные
организации или специализированные финансовые
организации. Федеральное казначейство
и Счетная палата РФ выполняют контрольные
функции за деятельностью уполномоченных
органов
Заключение
На сегодняшний день интенсивный рост государственного долга может привести к следующим последствиям:
Это значит, что существует необходимость управления государственным долгом. Управлением государственным долгом – это комплекс действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
Проводимая Центральным банком Российской Федерации политика последних лет – переход к контролю над уровнем инфляции, уход от жесткого регулирования валютного курса, расширение валютного коридора – способствует снижению инфляции до минимальных значений в истории современной России (3,7% годовых в июле 2012 г.). Продолжение этой политики в предстоящий период будет способствовать формированию реальной положительной доходности по государственным ценным бумагам, стимулированию инвестиционного спроса на эти инструменты реальной положительной доходности по государственным ценным бумагам, стимулированию инвестиционного спроса на эти инструменты.
Несмотря на высокие и постоянно растущие цены на нефть, стране не избежать увеличения государственных заимствований для обеспечения расходов бюджета. В ближайшие три года Министерство финансов планирует в основном опираться на внутренние займы, чтобы не вернуться к зависимости внешних займов.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что на современном этапе в целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия постепенно превращается в страну-кредитора. РФ предоставила кредит Кипру, Исландии, Сербии, а также другим странам.
Благодаря современной стратегии Правительства РФ погашаются основные внешние задолженности перед мировыми кредитными организациями. Это стало возможно за счет создания стабилизационного фонда страны, что позволит в последующие годы тратить больше средств на социальные и значимые проекты здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, развития регионов России, а также другие.
Информация о работе Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга РФ