Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов России, их особенностях и экономическом значении. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета, определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;
Введение
1. Роль, функции и виды доходов государства
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы
2.2 Неналоговые доходы
Список использованной литературы
2. Налоги на товары
и услуги, лицензионные и
3. Налоги на совокупный
доход — единый налог для
юридических лиц; единый налог
для физических лиц; единый
налог на вмененный доход для
определенных видов
4. Налоги на имущество
— налог на имущество
5. Платежи за пользование
природными ресурсами –
6. Налоги на внешнюю
торговлю и
7. Прочие налоги, пошлины и сборы — государственные пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др.
Неналоговые доходы бюджетов включали:
1. Доходы от имущества,
находящегося в
- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
- доходы от сдачи в
аренду имущества,
- арендная плата за
земли сельскохозяйственного и
несельскохозяйственного
- доходы от сдачи в
аренду недвижимого имущества,
закрепленного за
- проценты, полученные от
размещения в банках и
- проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
- перечисление прибыли Центрального банка РФ:
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства
(консульский сбор, плата
за выдаваемые паспорта, плата
за информацию, плата за опробование
и клеймение изделий из
- доходы от реализации
соглашений о разделе
- доходы от продажи
квартир, государственных
- доходы от распоряжения
принадлежащими РФ правами на
результаты научно-
2. Доходы от продажи
земли и нематериальных
3. Поступления капитальных
трансфертов из
4. Административные платежи и сборы.
5. Штрафные санкции, возмещение
ущерба — административные
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.
С принятием в конце 2004
г. новой бюджетной классификации
в настоящее время
В новой бюджетной классификации
РФ не сохранилось деления доходов
на налоговые и неналоговые
В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и тому подобное, безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Указанная общая классификация доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета до 2005 г. включали:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- доходы целевых бюджетных фондов.
Первая и основная часть доходов федерального бюджета — это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более 95% всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 1998 по 2006 г. неуклонно росла. За последние годы существенно сокращались неналоговые доходы. Если в 1998 г. неналоговые доходы составляли 7,8% всех доходов федерального бюджета, то в 2002 г. — только 4,9%. В 2003 и 2004 гг. они немного выросли, но затем опять стали снижаться. В 2005 г. неналоговые доходы составили всего 5,3% от всех доходов федерального бюджета. В 2006 г.
их доля на уровне всего 3,7%. Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и сокращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если обшей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью. До 2005 г. определенную часть доходов федерального бюджета составляли доходы целевых бюджетных фондов. До 2001 г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами. В 1999 г. доходы целевых бюджетных фондов даже превышали неналоговые доходы и в абсолютном выражении составляли 41,56 млрд руб. против 33,01 млрд руб. неналоговых доходов. В 2000 г. их показатели почти сравнялись: доходы целевых бюджетных фондов составляли 60,58 млрд руб., а неналоговые доходы — 61,9 млрд руб. Это во многом было обусловлено большим количеством целевых фондов, которые создавались разными ведомствами. Так, в 2000 г. насчитывалось 7 таких фондов:
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Федеральный экологический фонд РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный фонд
- Федеральный фонд
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
До этого также насчитывалось 7 нецелевых бюджетных фондов, только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.
Для всех этих фондов были определены
целевые источники
Начиная с 2001 г. было принято решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом.
Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах 2001 и 2002 гг. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.
Сохранение в качестве самостоятельного целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии во многом обусловлено принятием РФ на себя обязательств по ликвидации ядерных отходов.
Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
- региональные налоги и сборы;
- отчисления от федеральных
регулирующих налогов и сборов,
распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов РФ, за
исключением доходов,
- неналоговые доходы.
Основная часть налогов сосредоточена в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также платежи за пользование природными ресурсами.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы местных бюджетов формируются за счет:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от регулирующих доходов и сборов;
3) неналоговых доходов.
Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают в местный бюджет, определяются федеральным законодательством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.
К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.
Таким образом, неналоговые
доходы местных бюджетов формируются
за счет части прибыли муниципальных
унитарных предприятий, остающейся
после уплаты налогов, в размерах,
устанавливаемых правовыми
В местный бюджет поступают
также ассигнования на финансирование
осуществления отдельных
Вывод по главе: будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. Однако есть и особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно-территориальных образований; пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
2. Формы доходов государственного бюджета
2.1 Налоговые доходы государственного бюджета РФ
Как уже отмечалось, налоги
составляют основную часть доходов
федерального бюджета. Причем их доля
за последние годы значительно выросла.
При этом разные налоги в разной
степени участвуют в
Основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы. В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2005 г. его доля составила 33,6%. Второе по значимости место в формировании доходов федерального бюджета с 2000 г. перешло к таможенным пошлинам Рассчитано по: Федеральным законам о федеральных бюджетах на 1998, 2000. 2002. 2004, 2005, 2006 гг. и сборам. Если в 1998 г. доля таможенных пошлин составляла 7,4% от налоговых доходов федерального бюджета, то к 2004 г. их доля возросла до 27,6%. В 2006 г. их доля составит уже более 30%.
Информация о работе Государственные доходы, их основные формы