Государственные доходы, их основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение основных форм государственных доходов России, их особенностях и экономическом значении. Для достижения поставленной цели, необходима постановка и решение следующих задач:
- изучение экономической роли и функций бюджета, определение доходов всех уровней бюджетной системы;
- рассмотрение форм государственных доходов бюджетов;

Содержание работы

Введение
1. Роль, функции и виды доходов государства
1.1 Экономическая роль и функции бюджета
1.2 Доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов
2. Формы доходов государственного бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы
2.2 Неналоговые доходы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 45.93 Кб (Скачать файл)

Увеличение доли таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, свидетельствует о расширении внешней  торговли и благоприятной экономической  конъюнктуре на мировых рынках, что  обеспечивает увеличение притока денежных средств в федеральный бюджет. Однако, с другой стороны, увеличение доли таможенных пошлин и сборов в формировании доходной части бюджета показывает, что судьба федерального бюджета все в большей степени начинает зависеть от внешних факторов, в частности от изменения мировых цен на энергоносители. В стратегическом плане это является не совсем верным, так как в случае изменения ситуации на мировых рынках в худшую для России сторону, под угрозой может оказаться выполнение федерального бюджета по доходам.

В конце 90-х гг. существенную долю доходов федерального бюджета  РФ составляли акцизы. В 1998 г. доля акцизов  составляла 21,4% в структуре налоговых  доходов. В последующие годы происходило  сокращение доли акцизов. Особенно серьезное  сокращение произошло в 2004 г., когда  доля акцизов сократилась до 3,8% по сравнению с 11 % в 2002 г. Такое сокращение не было связано с сокращением  общего объема акцизов. Напротив, за последние  годы их доля в абсолютном выражении  росла. Однако, начиная с 2004 г. большая  часть акцизов была передана региональным бюджетам в качестве компенсации  доходов регионов от снижения налога на прибыль, передачи части функций  федерального правительства на региональный уровень, а также отменой с 1 января 2005 г. регионального налога с продаж.

До последнего времени  незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование  природными ресурсами. В конце 90-х  гг. их доля не превышала 1 — %. С одной стороны, это объяснялось тем, что большинство ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. Начиная с 2002 г. ситуация в этой сфере несколько изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля ресурсных налогов в федеральном бюджете в 2005 г. возросла до 15,4% налоговых доходов по сравнению с 1,4% в 2000 г. Такая ситуация нам представляется вполне закономерной, поскольку именно российское государство, а не отдельные хозяйствующие субъекты, должно в полной мере присваивать и использовать природную ренту в интересах всего общества.

Что касается прямых налогов, в частности, налога на прибыль, то его  доля в доходах федерального бюджета  на протяжении 90-х гг. неуклонно сокращалась. Если в 1994 г. за счет налога на прибыль формировалось 28% доходов федерального бюджета, то в 2001 г. 14,4%, а в 2002 г. всего лишь 9,7%. Другие прямые налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на имущество поступают в основном в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, и не отражаются в доходах федерального бюджета.

Таким образом, в доходы федерального бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала, процентные доходы от вкладов, от покупки  ценных бумаг и тому подобное). Однако в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля смешанного дохода в ВВП  неуклонно растет, эти налоги должны составлять более значимую часть  доходов федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Неналоговые  доходы государственного бюджета  РФ

 

В соответствии с новой  бюджетной классификацией неналоговые  доходы не выделяются в качестве самостоятельной  группы.

Так же как и налоговые  доходы, они входят в группу «Доходы» и включают:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

- доходы от продажи  материальных и нематериальных  активов;

- доходы от оказания  платных услуг и компенсации  затрат государства;

- административные платежи  и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение  ущерба;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- платежи за пользование  природным ресурсами.

Доходы от внешнеэкономической  деятельности и платежи за пользование  природными ресурсами трудно назвать  собственно неналоговыми доходами, поскольку, например, доходы от внешне экономической  деятельности включают таможенные пошлины  и сборы, а платежи при пользовании  природными ресурсами — плату  за пользование водными биологическими ресурсами, платежи за пользование  лесным фондом, разовые платежи за пользование недрами и тому подобное

Поэтому собственно к неналоговым  доходам, по нашему мнению, могут быть отнесены доходы от использования и  продажи государственного и муниципального имущества, а также штрафы, санкции, административные сборы и тому подобное

Поскольку штрафы, санкции  и тому подобное составляют не столь  существенную часть неналоговых  доходов, можно утверждать, что основную долю неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования  и реализации государственной и  муниципальной собственности.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  относятся к числу возобновляемых источников доходов федерального бюджета. Они включают:

- дивиденды по акциям  и доходы от прочих форм  участия в капитале, находящихся  в собственности РФ;

- доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося  в оперативном управлении федеральных  органов государственной власти  и созданных ими учреждений  и в хозяйственном ведении  федеральных государственных унитарных  предприятий;

- часть прибыли федеральных  государственных унитарных предприятий,  остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей;

- доходы от сдачи в  аренду земли.

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности  относят к числу невозобновляемых источников доходов федерального бюджета. Они включают:

- доходы от приватизации  федерального имущества (продажа  имущества и пакетов акций  акционерных обществ);

- доходы от продажи  земли.

За последние  годы в структуре неналоговых  доходов федерального бюджета поступления  от возобновляемых источников увеличиваются. За последние три года доля возобновляемых источников неналоговых доходов  федерального бюджета постоянно  растет. Значительная доля невозобновляемых источников в 2003-2004 гг. была связана с продажей государственных пакетов акций в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Так, в 2004 г. из 65,9 млрд руб., поступивших в федеральный бюджет, 56,4 млрд руб. (86,6%) составили средства от приватизации 7,59% акций ОАО «НК «ЛУКОЙЛ».

В 2005 и 2006 гг. доходы от продажи государственной собственности  составят в среднем 0,5 млрд руб. за год. Вместе с тем доходы от продажи акций, находящихся в федеральной собственности, составят в 2006 г. 31,0 млрд руб. В 2006 г. наибольшую сумму средств планируется получить от продажи 100% акций ОАО «СГ-Транс» (г. Москва), 34% акций ОАО «КамАЗ» (г. Набережные Челны) и 85,9% акций Межгосударственной авиастроительной компании «Ильюшин» (г. Москва).

По прогнозам  Росимущества в ближайшие годы (2007—2008 гг.) доходы федерального бюджета от продажи имущества не будут превышать 0,5 млрд руб. ежегодно плюс 41— 4 млрд руб. от продажи акций, принадлежащих государству. Поэтому можно сделать вывод, что в ближайшие годы доля доходов федерального бюджета от невозобновляемых источников будет сокращаться. Основную же часть неналоговых доходов федерального бюджета в ближайшие годы будут составлять доходы от использования государственной собственности.

Однако, как отмечалось выше, в настоящее время, в целом, следует  говорить о низкой эффективности  управления государственной собственностью, что является одним из факторов, ограничивающих рост неналоговых доходов  федерального бюджета.

Вместе с тем существуют определенные резервы для повышения  неналоговых доходов, формирующихся  за счет использования государственной  собственности. Прежде всего, такое  увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности  в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

К началу 2000 г. государство  являлось акционером 3896 предприятий. Из них: у 382 АО 100% акций находилось в  государственной собственности, у 470 АО государственный пакет превышал 50% уставного капитала, в 1601 АО государственная  доля составляла от 25 до 50% акционерного капитала, а в 963 предприятиях менее 25% акций1. На 1 января 2005 г. Росстатом было учтено 5184 акционерных общества с долей Российской Федерации в уставном капитале.

Незначительная  доля дивидендов объясняется тем, что  не все акционерные общества, где  есть доля государства, перечисляют  дивиденды в бюджет. Так, в 2003 г. в  доход федерального бюджета перечисляли  дивиденды по акциям только 13,8% акционерных  обществ, а в 2004 г. — всего 6,5%. Росимущество не всегда также располагает полной информацией о чистой прибыли, полученной акционерными обществами с долей участия государства. По данным Росстата, в 2003 г. чистую прибыль имели только 3844 из 5184 акционерных обществ с долей государства в уставном капитале. Общая сумма их прибыли составила 414,4 млрд руб. Однако из 3844 прибыльных акционерных общества, в 2004 г. только 319 акционерных обществ с участием государства перечисляли дивиденды в бюджет (или 8,3% от общего числа прибыльных акционерных обществ с участием государства). В основном это наиболее крупные плательщики (перечисления более 1 млрд руб. в федеральный бюджет): ОАО «Газпром» (5,93 млрд руб.); ОАО «АК Транснефть» (2,38 млрд руб.); ОАО «Внешторгбанк» (1,51 млрд руб.); ОАО «НК «Лукойл» (1,46 млрд руб.; ОАО «НК «Роснефть» (1,4 млрд руб.) и РАО «ЕЭС России» (1,09 млрд руб.).

Для того чтобы институт государственных представителей заработал  эффективно, необходимо принять целый  ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных представителей. В этих документах следует более  четко определить: круг обязанностей государственных представителей; степень  их самостоятельности при принятии тех или иных решений; систему  стимулов; экономическую ответственность  за ущерб, причиненной государственной  собственности непрофессиональными  действиями или неквалифицированным  выполнением своих функций; систему  повышения квалификации государственных  представителей; систему отбора государственных  служащих для выполнения этой функции.

Для крупных и контрольных  пакетов акций должны быть приняты  такие законодательные решения, которые позволяли бы государству  как стратегическому собственнику осуществлять все необходимые функции  управления. Для миноритарных пакетов акций (менее 25%) утверждаемые нормы и процедуры должны позволять государству, как одному из многих собственников, осуществлять функции контроля за деятельностью предприятия.

Для повышения эффективности  управления государственной собственностью можно также шире привлекать специалистов из коммерческих структур или управляющие  компании, с которыми органы исполнительной власти могли бы заключать соответствующие  договоры.

Одним из важных направлений  увеличения неналоговых доходов  федерального бюджета могло бы стать  повышение эффективности деятельности государственных предприятий, а  значит увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный  бюджет. По данным Росстата, на 1 января 2005 г. в едином государственном реестре  предприятий и организаций (ЕГРПО) было учтено 10 970 федеральных государственных  унитарных предприятий (ФГУП).

Однако лишь незначительная часть ФГУП перечисляют часть  своей чистой прибыли в бюджет. Так, в 2003 г. только 1956 ФГУП (20%) перечислили свою прибыль в бюджет. В 2004 г. их число было еще меньше - 1630 ФГУП (18,4%).

В целом эффективность  отдачи от федерального недвижимого  имущества, закрепленного за ФГУП на праве хозяйственного ведения в  виде отчислений от чистой прибыли  составила в 2004 г. в среднем по Российской Федерации 0,9 тыс. рублей с 1 млн руб. балансовой стоимости недвижимого имущества, что свидетельствует о низкой эффективности использования имущества ФГУП.

Объем прибыли, перечисляемой  в федеральный бюджет ФГУП, мог  бы быть увеличен, если бы, во-первых, был  окончательно налажен их учет. Во-вторых, должен быть налажен также учет размеров реальной чистой прибыли, получаемой государственными предприятиями. И, наконец, в-третьих, повышение  эффективности управления государственными предприятиями также могло бы способствовать существенному увеличению части прибыли ФГУП, перечисляемой  в бюджет.

Повышение эффективности  управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:

- ужесточение требований  к руководителям госпредприятий;

- повышение роли общих  собраний коллектива или советов  государственных предприятий;

- оптимизацию состава  и структуры государственного  сектора экономики;

- более широкое использование  новых организационных структур, действующих под контролем государства  (холдинги, финансово-промышленные  группы и тому подобное).

Неналоговые доходы федерального бюджета могут быть также увеличены  за счет более продуманной политики в области доходов от сдачи  в аренду федерального имущества  и земли.

Таким образом, увеличение доходов  от сдачи в аренду недвижимого  имущества, находящегося в федеральной  собственности, может быть увеличено  за счет:

- повышения стоимости  аренды.

- повышения степени контроля за обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства.

- сокращения задолженности  по перечислению арендных платежей  в федеральный бюджет.

- формирования полного  реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом.

Информация о работе Государственные доходы, их основные формы