Государственные доходы: понятие, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Для осуществления его функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и её субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областе ).

Содержание работы

Государственные доходы: понятие, система.
Юридическая классификация государственных доходов.
Доходы федерального государственного бюджета.
Правовое регулирование доходов государственного бюджета.
Практическое задание.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

Вариант 5

 

Содержание:

 

  1. Государственные доходы: понятие, система.
  2. Юридическая классификация государственных доходов.
  3. Доходы федерального государственного бюджета.
  4. Правовое регулирование доходов государственного бюджета.
  5. Практическое задание.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные  доходы: понятие, система.

 

Для осуществления его функций государству требуются соответствующие финансовые ресурсы, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и её субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областе ).

Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления - местные Советы и местная администрация.

В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности:

- государственной;

- муниципальной;

- общественной;

- частной.

Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими:

- от участия в производстве;

- предпринимательской деятельности;

- от вложения средств в ценные бумаги;

- от использования имущества  и т.д.

В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (гл. 6-9 БК РФ).

Представляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по разным группам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:

а) от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имущества и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности). Аналогичной является группа доходов от муниципального (местного) хозяйства;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи );

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

г) от личных доходов граждан.

По источникам доходы подразделяются на:

- доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- доходы от платных  услуг, оказываемых органами государственной  власти, местного самоуправления, бюджетными  учреждениями;

- доходы в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд;

- иные доходы.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

- федеральные;

- доходы субъектов Федерации;

- местные доходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Юридическая  классификация государственных  доходов.

 

Юридическая классификация основывается на критерии, состоящем в том, используется или не используется для получения дохода сила государственной власти.

Чтобы обеспечить себя средствами, государство и государственные организации могут действовать как частные лица. Например, когда коммунальные власти продают на корню лес на участке, принадлежащем коммуне, когда государство получает доходы от своего финансового участия в частных предприятиях либо когда департамент делает заем, наконец, когда государственная больница предоставляет места за плату. Во всех этих случаях государство получает доходы, не прибегая к силе государственной власти, а используя технику гражданского права: договоры купли-продажи, имущественного найма, займа, предоставления услуг.

Государство и государственные организации имеют возможность обеспечивать себя средствами, используя для этого прерогативы публичной власти, приказы или принуждение, являющееся их исключительной привилегией. При этом государство прибегает к использованию такой правовой техники, которой не знает частное право и которая служит для того, чтобы обеспечивать государство средствами. Примером этого являются налоги, взыскиваемые государством или государственными организациями в принудительном порядке; сборы, связанные с определенными услугами, осуществляемыми государственными организациями (например, сбор за очистку улиц), либо ресурсы, которые государство может извлекать благодаря маневрированию золотым запасом в период девальваций.

Таким образом, возникает вторая категория государственных доходов, которая не имеет аналогии в частных финансах и которая может возникнуть только с разрешения государственной власти.

Фундаментальное различие двух юридических категорий государственных доходов имеет и практическое применение. 

Применение юридической классификации. Юридическая классификация применяется в законах о финансах. К постоянным доходам относятся:

  1. Налоги и штрафы (используется государственная власть).
  2. Вознаграждение за оказанные услуги: оплата за услуги, полученные дары, завещанные суммы (доходы, аналогичные тем, которые могут получать частные лица).
  3. Доходы от государственного имущества и финансовое участие государства в национальных предприятиях (доходы, аналогичные тем, которые могут получать частные лица).
  4. Возвращение предоставленных займов и авансов.
  5. Различные доходы (доходы, полученные от деятельности отдельных министерств; большинство этих доходов аналогично доходам частных лиц).

 

 

 

 

 

 

 

3. Доходы федерального  государственного бюджета.

 

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности Федеральный бюджет играет основную роль. Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. 

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

  1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;
  2. государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ; 
  3. таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В Федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

- федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; - государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- доходов от использования имущества; 

- доходов от продажи имущества; 

- части прибыли унитарных предприятий. 

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Банка России; 

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов. 

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год. 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. 

Информация о работе Государственные доходы: понятие, система