Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:31, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов, образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
Введение 3
1. Значение и роль государственных долговых обязательств 5
1.1 Причины образования государственного долга 5
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно
к внешнему и внутреннему долгу
2. Проблемы и экономические последствия государственного долга 12
2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего)
долга Российской Федерации 12
2.2 Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего
долга России 16
Заключение 22
Список литературы 24
Курсовая работа
по дисциплине «_____________________________
на тему: «Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России»
,,,,,,,,,,,,,,,, 2013 г.
Содержание
Введение
1. Значение и роль
1.1 Причины образования
государственного долга
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно
к внешнему и внутреннему долгу
2. Проблемы и экономические
последствия государственного
2.1 Текущее состояние
долга Российской Федерации
2.2 Пути решения проблемных
аспектов внутреннего и
долга России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы
состоит в том, что величина государственного
долга (особенно в отношении к
ВВП) является важным показателем экономики
страны, так как обслуживание государственного
долга требует средств из бюджета
и тем самым диктует
Государственный бюджет состоит
из расходов и доходов. Когда расходы
правительства превосходят
Существуют экономические последствия, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем:
а) выплаты процентов
по государственному долгу, вероятно,
увеличивают неравенство в
б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж;
г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.
В последние годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Обычно отмечают три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Целью курсовой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Поставленные задачи определили структуру курсовой работы. Работа включает введение, две основные части и заключение.
Данная курсовая работа может служить источником информации для более глубокого изучения студентами данного вопроса.
1. Значение и роль
1.1 Причины образования государственного долга
По законодательству РФ, государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ.
Основными причинами образования
государственного долга являются дефицит
бюджета и наличие свободных
денежных средств у физических и
юридических лиц. Если расходы государственного
бюджета превосходят его
В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:
Под реструктуризацией долга понимается замена "старых" долговых обязательств новыми с более "мягкими" условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников.
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.
Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.
Для федерального уровня долговых
обязательств государства Бюджетный
кодекс устанавливает верхний предел
государственного внутреннего долга,
верхний предел государственного внешнего
долга и отдельно предел государственных
внешних заимствований на очередной
финансовый год. Указанные предельные
показатели долговых обязательств устанавливаются
для всех уровней бюджетной системы.
На федеральном уровне конкретные цифры
предельных объемов государственного
внутреннего и внешнего долга, а
также отдельно предельные показатели
внешних заимствований
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.
Механизм самовоспроизводства государственного долга имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т.д.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП, что выше на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 % показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 % ВВП).
Верхний предел внешнего государственного долга России на 1 января 2010 г. повысился до $42,8 млрд. (31,2 млрд. евро) с $41,4 млрд. (29,8 млрд. евро). Таким образом, верхний предел долга увеличивается на $1,4 млрд.
Максимальный размер государственного внутреннего долга России в 2010 году увеличен на 51,3 млрд. рублей из-за изменения объема предоставления ряда государственных гарантий. Соответственно, верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 года достиг 3 трлн. 353,101 млрд. рублей.
Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно к внешнему и внутреннему долгу
Экономическая безопасность
традиционно рассматривается
Как показывает мировой опыт,
обеспечение экономической
Нарастание внутреннего
долга менее опасно для национальной
экономики по сравнению с ростом
ее внешнего долга. Утечки товаров и
услуг при погашении
Для экономической безопасности
значение имеют не сами показатели,
а их пороговые значения. Пороговые
значения - это предельные величины,
несоблюдение значений которых препятствует
нормальному ходу развития различных
элементов воспроизводства, приводит
к формированию негативных, разрушительных
тенденций в области
Рост внутреннего и внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.