Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов, образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение и роль государственных долговых обязательств 5
1.1 Причины образования государственного долга 5
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно
к внешнему и внутреннему долгу
2. Проблемы и экономические последствия государственного долга 12
2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего)
долга Российской Федерации 12
2.2 Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего
долга России 16
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Государственные долги проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России.docx

— 56.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «______________________________________»

на тему: «Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,,,,,,,,,,,,,,,,  2013 г.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Значение и роль государственных  долговых обязательств                             5

1.1 Причины образования  государственного долга                                           5

1.2 Характеристика экономической  безопасности применительно 

к внешнему и внутреннему  долгу                   

2. Проблемы и экономические  последствия государственного долга             12

2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего)

долга Российской Федерации                                                                               12

2.2 Пути решения проблемных  аспектов внутреннего и внешнего 

долга России                                                                                                           16

Заключение                                                                                                             22

Список литературы                                                                                                24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к  ВВП) является важным показателем экономики  страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета  и тем самым диктует необходимость  сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

Государственный бюджет состоит  из расходов и доходов. Когда расходы  правительства превосходят доходы за данный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов, образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.

Существуют экономические  последствия, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем:

а) выплаты процентов  по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах;

б) выплаты процентов  по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

в) выплаты процентов  или основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определённой части  реального продукта за рубеж;

г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы  рефинансировать долг или заплатить  проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное  инвестиционное финансирование.

В последние годы уделяется  большое внимание растущему государственному долгу. Стремительный рост объемов  государственного долга, критическая  величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной  динамики. Обычно отмечают три ключевых фактора: высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть общее состояние государственного долга;
  • определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
  • рассмотреть  обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических  отношений.

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы. Работа включает введение, две основные части  и заключение.

Данная курсовая работа может  служить источником информации для  более глубокого изучения студентами данного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение и роль государственных  долговых обязательств

1.1 Причины образования  государственного долга

 

По законодательству РФ, государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц. Если расходы государственного бюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит, то есть нехватка денежных средств для оплаты закупаемых государством товаров и услуг и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в  состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Под реструктуризацией долга понимается замена "старых" долговых обязательств новыми с более "мягкими" условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает  при этом порядок определения  количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный  кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных  внешних заимствований на очередной  финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются  для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры  предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а  также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются  федеральным законом о бюджете  на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации  по формам обеспечения.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

  • доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
  • дополнительные поступления от налогов;
  • экономия средств от сокращения расходов;
  • эмиссия денег;
  • привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается  и основная сумма долга, и коэффициент  его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства государственного долга имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т.д.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП, что выше на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 % показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 % ВВП).

Верхний предел внешнего государственного долга России на 1 января 2010 г. повысился до $42,8 млрд. (31,2 млрд. евро) с $41,4 млрд. (29,8 млрд. евро). Таким образом, верхний предел долга увеличивается на $1,4 млрд.

Максимальный размер государственного внутреннего долга России в 2010 году увеличен на 51,3 млрд. рублей из-за изменения  объема предоставления ряда государственных  гарантий. Соответственно, верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 года достиг 3 трлн. 353,101 млрд. рублей.

Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

 

1.2 Характеристика экономической  безопасности применительно к  внешнему и внутреннему долгу

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной  жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что  экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без  оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних  и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение  экономической безопасности принадлежит  к числу важнейших национальных приоритетов.

Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и  услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны. Это связано  с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри страны.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных  элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической  безопасности. Приближение к их предельно  допустимой величине свидетельствует  о нарастании угроз социально - экономической  стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о  реальном подрыве экономической  безопасности. С точки зрения внешних  угроз в качестве индикатора может  выступать предельно допустимый уровень внешнего и внутреннего  государственного долга.

Рост внутреннего и  внешнего государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические  последствия, т. е. негативно влияет на экономическую безопасность страны.

Информация о работе Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России