Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:31, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов, образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
Введение 3
1. Значение и роль государственных долговых обязательств 5
1.1 Причины образования государственного долга 5
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно
к внешнему и внутреннему долгу
2. Проблемы и экономические последствия государственного долга 12
2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего)
долга Российской Федерации 12
2.2 Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего
долга России 16
Заключение 22
Список литературы 24
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Таким образом, внутренний долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов, а внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств.
Можно сказать, что рынок
внутреннего и внешнего долга
России является неотъемлемой частью
национальной финансовой системы, в
связи, с чем его позитивные и
негативные характеристики напрямую воздействуют
как на состояние финансовой сферы,
так и на поступательное развитие
реального сектора экономики
страны. Главной выгодой для
Следовательно, отрицательные
последствия государственного долга
связаны с тем, что выплаты
процентов по внутреннему долгу
увеличивают неравенство в
Установлено, что рост внешнего и внутреннего долга России негативно влияет на экономическую безопасность страны - сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. Эффективная система обеспечения экономической безопасности - вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.
2. Проблемы и экономические
последствия государственного
2.1 Текущее состояние
Внешний долг России — обязательства,
возникающие в иностранной
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит должен был покрываться за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Таблица 1 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации (на начало года; миллиардов долларов США)
Виды задолженности |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Государственный внешний долг (включая обязательства бывш СССР, принятые РФ) |
139,3 |
129,3 |
122,1 |
119,1 |
114,1 |
76,5 |
52,0 |
44,9 |
40,5 |
37,6 |
В том числе |
||||||||||
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
46,1 |
42,0 |
44,7 |
47,6 |
47,5 |
25,2 |
3,1 |
1,8 |
1,4 |
1,0 |
Задолженность стран, не вошедшим в Парижский клуб |
17,5 |
14,8 |
7,7 |
7,0 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
3,7 |
3,3 |
3,1 |
Коммерческая задолженность |
6,0 |
6,0 |
3,4 |
3,3 |
2,2 |
1,1 |
0,8 |
0,7 |
1,2 |
0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,2 |
14,9 |
13,9 |
11,7 |
9,7 |
5,7 |
5,5 |
5,0 |
4,5 |
3,8 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
36,4 |
35,3 |
39,6 |
35,6 |
35,3 |
31,5 |
31,9 |
28,6 |
27,7 |
26,2 |
Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) |
10,8 |
9,9 |
9,3 |
7,3 |
7,1 |
7,1 |
4,9 |
4,5 |
1,8 |
1,8 |
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
5,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
- |
- |
- |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.
Таблица 2 Динамика государственного внешнего долга России
Дата |
1991, 25 декабря |
1997, 31 декабря |
2000, 1 января |
2001 1 января |
2002, 1 января |
2003, 1 января |
2004, 1 января |
2005, 1 января |
2006, 1 января |
2007, 1 января |
2008, 1 января |
2009, 1 января |
2010, 1 января |
Сумма, млрд.долл. |
95,0 |
123,5 |
158,7 |
143,7 |
133,5 |
125,7 |
121,7 |
114,1 |
76,5 |
52,0 |
44,9 |
40,6 |
37,6 |
По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП. Общие выплаты в 2009 году составили $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).
Таблица 3 Внешний долг частного и федерального сектора
Дата |
Сумма, млрд.долл. |
Дата |
Сумма, млрд.долл. |
1994, 1 января |
117,8 |
2003, 1 января |
152,3 |
1995, 1 января |
126,7 |
2004, 1 января, |
186,0 |
1996, 1 января |
132,7 |
2005, 1 января |
213,5 |
1997, 1 января |
153,0 |
2006, 1 января |
257,2 |
1998, 1 января |
182,8 |
2007, 1 января |
313,2 |
1999, 1 января |
188,4 |
2008, 1 января |
471,0 |
2000, 1 января |
178,2 |
2009, 1 января |
479,9 |
2001, 1 января |
160,0 |
2010, 1 января |
471,6 |
2002, 1 января |
146,3 |
Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В июле 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 130.9 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.
Внутренний долг государственный
— финансовые обязательства государства,
возникающие в связи с
По данным Министерства Финансов РФ на 10 августа 2009 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1 526 231,013 млн рублей.
Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за 2009год на 29,3%. На 1 января 2010 года долг составил 1,837 трлн рублей против 1,421 трлн на 1 января 2009 года, по данным Министерство финансов России.
Внутренний государственный долг России в августе 2010 года увеличился на 3,4 процента и составил 2,04 триллиона рублей. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5 процента.
Объем долга в других бумагах за последний месяц не изменился. Наибольшую часть среди этих обязательств составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (830,16 миллиарда рублей, или 40,7 процента).
Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано дефицитом бюджета после кризиса. Правительство приняло решение занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда долларов.
Таблица 4 Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (на начало года; млн. рублей)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего |
1064875,2 |
1301151,9 |
1499824,4 |
2094730,6 |
из него: |
||||
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) |
205622,7 |
288415,1 |
328169,4 |
706371,5 |
Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
94834,4 |
51428,0 |
33828,0 |
- |
Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
675164,4 |
807590,1 |
882026,2 |
863377,4 |
Государственные сберегательные облигации (ГСО) |
52415,1 |
101415,1 |
177415,1 |
267415,1 |
Внутренний госдолг России увеличился за февраль 2011 года на 147,8 миллиарда рублей или на 6% и составил по состоянию на 1 марта 2011 года 2,605 триллиона рублей против 2,457 триллиона рублей на 1 февраля 2011 года. Таким образом, с 1 января по 1 марта внутренний государственный долг вырос на 143,6 миллиарда рублей, или на 5,8%. Увеличение внутреннего госдолга в феврале произошло за счет роста объема долга, выраженного в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), на 163,3 миллиарда рублей, до 1,498 триллиона рублей (57,5048% общего долга). Задолженности по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) и по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в феврале не изменились, оставшись на уровне 175 миллиардов рублей (6,7173%) и 132 миллиарда рублей (5,0668%) соответственно. Задолженность по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) снизилась на 15,5 миллиарда рублей - до 800,084 миллиарда рублей (30,7111%).
2.2 Пути решения проблемных
аспектов внутреннего и
Из анализа современного состояния внешнего и внутреннего долга России можно сказать, что действующая система управления внешним и внутренним долгом требует совершенствования, поэтому необходимо наметить и рассмотреть пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России.
Государственный внутренний
долг - очень важный показатель, его
параметры тесно связаны с
макроэкономическими
В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внутренним долгом можно: