Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов, образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение и роль государственных долговых обязательств 5
1.1 Причины образования государственного долга 5
1.2 Характеристика экономической безопасности применительно
к внешнему и внутреннему долгу
2. Проблемы и экономические последствия государственного долга 12
2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего)
долга Российской Федерации 12
2.2 Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего
долга России 16
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Государственные долги проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России.docx

— 56.87 Кб (Скачать файл)

Во-первых, выплата процентов  по государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты  государственного внутреннего долга  или его уменьшения, может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к  вложениям средств в новые  рискованные предприятия, а также  усилить социальную напряженность  в обществе.

В-третьих, существование  внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

В-пятых, когда правительство  берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Таким образом, внутренний долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов, а внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств.

Можно сказать, что рынок  внутреннего и внешнего долга  России является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в  связи, с чем его позитивные и  негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики  страны. Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность внутреннего  и внешнего госдолга, является возможность  привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять  относительный размер долга - в процентах  от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл)

Следовательно, отрицательные  последствия государственного долга  связаны с тем, что выплаты  процентов по внутреннему долгу  увеличивают неравенство в доходах  и требуют повышения налогов, что подрывает экономические  стимулы развития производства, а  также могут повышать общий уровень  процентных ставок и вытеснять частное  инвестиционное финансирование.

Установлено, что рост внешнего и внутреннего долга России негативно влияет на экономическую безопасность страны - сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны. Эффективная система обеспечения экономической безопасности - вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы и экономические  последствия государственного долга

2.1 Текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего) долга  Российской Федерации

 

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

Для сравнения — после  кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

По принятому трёхлетнему  бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг  должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения  цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит  должен был покрываться за счёт новых  кредитов. В наихудшем случае в  ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

В 2004—2008 годах, по поручению  бывшего в то время президентом  В. В. Путина, учитывая рост доходов  России от экспорта нефти, связанный  со стремительным ростом мировых  цен на это сырьё, государственный  долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

 

Таблица 1 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации (на начало года; миллиардов долларов США)

Виды задолженности

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Государственный внешний  долг (включая обязательства бывш СССР, принятые РФ)

139,3

129,3

122,1

119,1

114,1

76,5

52,0

44,9

40,5

37,6

В том числе

                   

Задолженность странам-участницам Парижского клуба

46,1

42,0

44,7

47,6

47,5

25,2

3,1

1,8

1,4

1,0

Задолженность стран, не вошедшим в Парижский клуб

17,5

14,8

7,7

7,0

6,4

5,7

5,2

3,7

3,3

3,1

Коммерческая задолженность

6,0

6,0

3,4

3,3

2,2

1,1

0,8

0,7

1,2

0,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

16,2

14,9

13,9

11,7

9,7

5,7

5,5

5,0

4,5

3,8

Задолженность по еврооблигационным займам

36,4

35,3

39,6

35,6

35,3

31,5

31,9

28,6

27,7

26,2

Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного  займа (ОВГВЗ)

 

 

10,8

 

 

9,9

 

 

9,3

 

 

7,3

 

 

7,1

 

 

7,1

 

 

4,9

 

 

4,5

 

 

1,8

 

 

1,8

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России

 

 

6,4

 

 

6,4

 

 

6,2

 

 

6,2

 

 

5,5

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной  валюте

-

-

-

0,4

0,4

0,3

0,6

0,6

0,6

0,9


 

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ  за 2009 г, государственный долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %.

Таблица 2 Динамика государственного внешнего долга России

Дата

1991,

25 декабря

1997,

31 декабря

2000,

1 января

2001

1 января

2002,

1 января

2003,

1 января

2004,

1 января

2005,

1 января

2006,

1 января

2007,

1 января

2008,

1 января

2009,

1 января

2010,

1 января

Сумма, млрд.долл.

95,0

123,5

158,7

143,7

133,5

125,7

121,7

114,1

76,5

52,0

44,9

40,6

37,6


 

По данным Центрального Банка  Российской Федерации, общий внешний  долг России (частный и федеральный  сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд долл США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП. Общие выплаты в 2009 году составили $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

 

Таблица 3 Внешний долг частного и федерального сектора

Дата

Сумма, млрд.долл.

Дата

Сумма, млрд.долл.

1994, 1 января

117,8

2003, 1 января

152,3

1995, 1 января

126,7

2004, 1 января,

186,0

1996, 1 января

132,7

2005, 1 января

213,5

1997, 1 января

153,0

2006, 1 января

257,2

1998, 1 января

182,8

2007, 1 января

313,2

1999, 1 января

188,4

2008, 1 января

471,0

2000, 1 января

178,2

2009, 1 января

479,9

2001, 1 января

160,0

2010, 1 января

471,6

2002, 1 января

146,3

   

 

Россия занимает девятое  место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В июле 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 130.9 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

Внутренний долг государственный  — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных  программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

По данным Министерства Финансов РФ на 10 августа 2009 года государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1 526 231,013 млн рублей.

Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за 2009год на 29,3%. На 1 января 2010 года долг составил 1,837 трлн рублей против 1,421 трлн на 1 января 2009 года, по данным Министерство финансов России.

Внутренний государственный  долг России в августе 2010 года увеличился на 3,4 процента и составил 2,04 триллиона  рублей. Долг вырос за счет дополнительного  размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5 процента.

Объем долга в других бумагах  за последний месяц не изменился. Наибольшую часть среди этих обязательств составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (830,16 миллиарда рублей, или 40,7 процента).

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что  было вызвано дефицитом бюджета  после кризиса. Правительство приняло  решение занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила  облигации внешнего долга на 5,5 миллиарда  долларов.

 

Таблица 4 Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (на начало года; млн. рублей)

 

2007

2008

2009

2010

Всего

1064875,2

1301151,9

1499824,4

2094730,6

из него:

       

Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

 

205622,7

 

288415,1

 

328169,4

 

706371,5

Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)

 

94834,4

 

51428,0

 

33828,0

 

-

Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

 

675164,4

 

807590,1

 

882026,2

 

863377,4

Государственные сберегательные облигации (ГСО)

52415,1

101415,1

177415,1

267415,1


 

Внутренний госдолг России увеличился за февраль 2011 года на 147,8 миллиарда  рублей или на 6% и составил по состоянию  на 1 марта 2011 года 2,605 триллиона рублей против 2,457 триллиона рублей на 1 февраля 2011 года. Таким образом, с 1 января по 1 марта внутренний государственный  долг вырос на 143,6 миллиарда рублей, или на 5,8%. Увеличение внутреннего  госдолга в феврале произошло  за счет роста объема долга, выраженного  в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), на 163,3 миллиарда рублей, до 1,498 триллиона рублей (57,5048% общего долга). Задолженности по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) и по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в феврале не изменились, оставшись на уровне 175 миллиардов рублей (6,7173%) и 132 миллиарда рублей (5,0668%) соответственно. Задолженность по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) снизилась на 15,5 миллиарда рублей - до 800,084 миллиарда рублей (30,7111%).

 

2.2 Пути решения проблемных  аспектов внутреннего и внешнего  долга России

 

Из анализа современного состояния внешнего и внутреннего  долга России можно сказать, что  действующая система управления внешним и внутренним долгом требует  совершенствования, поэтому необходимо наметить и рассмотреть пути решения  проблемных аспектов внутреннего и  внешнего долга России.

Государственный внутренний долг - очень важный показатель, его  параметры тесно связаны с  макроэкономическими характеристиками и управление государственным внутренним долгом оказывает на них непосредственное влияние. Поэтому необходимо уделять  больше внимания долговой политике управления государственным внутренним долгом.

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы  управления государственным внутренним долгом можно:

  • продолжать брать пример с зарубежных стран в преобладании внутреннего долга над внешним, т. е. увеличивать долю внутреннего долга, снижая при этом затраты по обслуживанию;
  • расширять перечень инструментов, посредством которых, будут привлекаться финансовые ресурсы на внутреннем рынке;
  • необходимо определиться с классификаций сроков обращения государственных ценных бумаг на финансовом рынке;
  • необходимо обеспечивать стабильное обслуживание внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
  • гибко реагировать на изменяющиеся условия внутреннего финансового рынка и использовать наиболее благоприятные источники и формы заимствований;
  • необходимо вводить инновации для привлечения инвесторов на рынок государственных ценных бумаг;
  • совершенствовать учет и мониторинг государственного внутреннего долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени;
  • необходимо пересмотреть систему налогообложения. Изменение системы налогообложения в соответствии с потребностями того или иного класса инвесторов является сильнейшей мерой стимулирования, направленной на привлечение определенной группы инвесторов на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее интересной, с точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, представляемая американская система налогообложения. (Американская система налогообложения стимулирует приобретение ценных бумаг населением. Во многих штатах ценные бумаги выведены из под обложения налогом на имущество. Проценты по ценным бумагам, эмитенты которых оговорены в налоговом законодательстве, также не предусматривают уплаты подоходного налога. Кроме того, налогоплательщик может исключить 50% дохода, полученного от реализации находящегося в его распоряжении ценных бумаг, из своего валового дохода в том случае, если указанные ценные бумаги находились в его собственности 6 и более месяцев. Подобные налоговые льготы стимулируют приобретение ценных бумаг населением на длительный срок. Благодаря этим мерам государственные и муниципальные заемщики могут получать дополнительные инвестиционные ресурсы.)

Информация о работе Государственные долги: проблемы долговых обязательств и их разрешение в условиях современной России