Государственные финансы в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение теоретических аспектов государственных финансов
Задачи, которые ставились при написании работы следующие:
* раскрыть определение государственных финансов; Функции финансов в рыночной экономике; Сущность, содержание и роль финансов в рыночной экономике.
* Основные направления государственной финансовой политики
* рассмотреть особенности финансов в централизованной и рыночной экономике как общетеоретические, так и на примере нашей страны.

Файлы: 1 файл

курсовая Финансы.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

2. компания может купить  долю акционерного капитала другой  фирмы. Тогда она становится  для этой фирмы холдинговой  компанией;

3. компания может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции финансов в рыночной экономике

Функции финансов в рыночной экономике

 

1) Распределительная.  Осуществляется во всех сферах общественной  жизни: в материальном производстве в нематериальной сфере, в сфере обращения. С помощью этой функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества. Распределительная функция позволяет:

а) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

 б) образовывать  не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

в) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;

 г) создавать необходимые  резервы как на уровне предприятий,  так и государства.

2) Контрольная функция. Наглядно представляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Контрольная функция финансов проявляется:

 а) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

 б) в процессе  использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

 в) в процессе  подведения итогов, составления  оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная  функция реализуется через:

 а) финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

 б) финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

 в) кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

3) Регулирующая функция.  Тесно связана с вмешательством  государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) – эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

 

 

1.3 Основные направления государственной финансовой политики

Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную  политику; 3) денежно-кредитную политику; 4) институциональные преобразования; 5) инвестиционную политику; 6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

- снижение социальной  напряженности;

- оздоровление государственных  финансов;

- восстановление нормального функционирования банковской сферы;

- сбалансированность  товарных и денежных потоков;

- разумное расширение  финансово-экономической самостоятельности  регионов в рамках единого  федеративного государства;

- искоренение финансовых  злоупотреблений и коррупции.

Важной составной частью финансовой политики является налоговая  политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка  условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

- комплексное реформирование  налогового законодательства в  целях оптимизации налоговой  базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр существующих  налоговых и таможенных льгот;

- введение единого реестра налогоплательщиков;

- ужесточение налогового  администрирования;

- реструктуризация пеней  и штрафов по платежам в  бюджет и государственные внебюджетные  фонды.

Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей  бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

- введение экспортных  пошлин в целях обеспечения  обслуживания и погашения внешнего  долга;

- принятие мер по  перечислению дивидендов на акции,  находящиеся в государственной  собственности, прибыли Банка  России в федеральный бюджет;

- реализация программ  экономии государственных расходов;

- централизация всех  доходов и средств федерального  бюджета на счетах органов  Федерального казначейства;

- проведение ревизии  федеральных целевых программ  с целью их оптимизации;

- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

- проведение связанных  расчетов с использованием механизма  целевого финансирования расходов  по погашению задолженности бюджетным  организациям и другим получателям  средств федерального бюджета;

- реструктуризация государственного  долга;

- инвентаризация внешних  и внутренних заимствований, результатов  их использования.

Важнейшая задача денежно-кредитной  политики - преодоление банковского  кризиса, восстановление доверия к  банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

- реструктуризация банковской  системы;

- совершенствование порядка  контроля за соблюдением банками  обязательных нормативов;

- сглаживание колебаний  курса рубля к иностранным валютам;

- пополнение валютных  запасов государства и снижение  оттока капиталов за границу;

- активизация закупок  добываемого золота для пополнения  Государственного фонда;

- усиление таможенного  контроля.

Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

- приобретение акций  государством в результате капитализации  просроченной налоговой задолженности  организаций и их последующая продажа;

- передача в доверительное  управление пакетов акций, принадлежащих  государству;

- инвентаризация федеральной  недвижимости и создание единого  реестра федеральной собственности;

- вовлечение в оборот  объектов незавершенного строительства;

- приватизация предприятий  как единого имущественного комплекса;

- структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции  и повышение эффективности функционирования  топливно-энергетического комплекса,  железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование системы  и механизмов ценового и тарифного  регулирования на продукцию и  услуги естественных монополий;  разграничение полномочий по  регулированию естественных монополий  между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

- усиление позиций  государства по управлению и  контролю за приватизационными  проектами, инвестиционными программами,  финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед  федеральным бюджетом.

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

- выплата в полном  объеме текущей заработной платы  работникам бюджетной сферы, денежного  довольствия военнослужащим, других  государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

- увязка перечисления  трансфертов субъектам РФ с  выполнением их обязательств  по финансированию текущих выплат  работникам бюджетной сферы из  собственных доходов;

- разработка механизмов  компенсации доходов наименее  обеспеченных слоев населения,  в том числе дифференцированную  индексацию пенсий и поэтапную  индексацию ставок и окладов  работников бюджетной сферы;

- сдерживание роста  безработицы и создание условий для расширения занятости;

- реализация пенсионной  реформы, обеспечивающей формирование  многоуровневой пенсионной системы  с устойчивым финансированием;  внедрение элементов накопительного  финансирования пенсий;

- упорядочение системы  социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

- регулирование вынужденной  миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

- повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

- создание условий  для организованного накопления  и инвестирования сбережений  населения;

- развитие ипотечного  кредитования;

- привлечение прямых  иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

 

2. Место и  роль государственных финансов  в экономике

2.1 Место государственных  финансов в экономике

Экономический строй  любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические  условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики  очень важно точно знать экономическую  сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции  средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом  продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в  оборот и приносящие доходы от этого  оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в  себя два звена:

- общественные финансы,

- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

2.2 Роль государственных финансов в экономике.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия  зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей  расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических  и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного  использования всех видов экономических  ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических  и социальных процессов - второе направление  воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Информация о работе Государственные финансы в условиях рыночной экономики