Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
централизованные финансы;
децентрализованные финансы.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1.Государственные и муниципальные финансы............................................... 6
1.1.Содержание государственных и муниципальных финансов......................6
1.2.Функции государственных и муниципальных финансов..........................14
1.3 Состав государственных и муниципальных финансов..............................17
Заключение.......................................................................................................... 20
Приложения..........................................................................................................21
Список использованных источников..............

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение................................................................................................................3

 1.Государственные и муниципальные финансы............................................... 6

 1.1.Содержание государственных и муниципальных финансов......................6

 1.2.Функции государственных и муниципальных финансов..........................14

 1.3 Состав государственных и муниципальных финансов..............................17

 Заключение.......................................................................................................... 20

 Приложения..........................................................................................................21

 Список использованных источников.................................................................22 

 

Введение

      Финансовая  система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению  и перераспределению совокупного  общественного продукта.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

      централизованные  финансы;

      децентрализованные  финансы.

      Финансовая  система также подразделяется на четыре подсистемы:

(Приложение  №1)

      Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

      Финансы домашних хозяйств

      Государственные финансы

      Муниципальные финансы

      Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.[1;15]

      Основными функциями государства, обеспечивающими  успешное социально-экономическое  и политическое развитие страны, являются:

      разработка, принятие, реализация и совершенствование  законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

      поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование  и промышленная политика;

      финансирование  основных социальных услуг, поддержка  слабо защищенных групп населения;

      регулирование интеграции в мировую экономику  с учетом защиты национальных интересов;

      осуществление мер по охране окружающей среды.

      Для выполнения этих функций требуются  как экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Вот наиболее общие предпосылки повышения эффективности государственных финансов:

      объем осуществляемых государством функций  и реализуемые им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

      используемые  меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;

      работа  госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.

      За  последние годы внутренняя структура  каждой из составляющих финансовой системы  РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма  и децентрализации бюджетной  системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 — К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 — 80 %) и значительно менее существенная доля — на субнациональном уровне.

      В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.[1;356]

      Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения  трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

  Актуальность темы «Государственные и муниципальные финансы» в современной экономике легла в основу данной контрольной работы.

      Предметом исследования данной контрольной работы является государственные и муниципальные  финансы.

     Целью контрольной работы является отображение понятия «государственные и муниципальные финансы».

  Задачи:

 - рассмотреть сущность и виды государственных и муниципальных финансов;

 - рассмотреть функции государственных и муниципальных финансов;

1.1 Содержание государственных и муниципальных финансов.

      Особое  положение в финансовой системе  принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

     Государственные и муниципальные  финансы это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

     С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

     В Российской Федерации в составе  государственных финансов можно  выделить государственные финансы  на федеральном уровне и государственные  финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).(Приложение №1)

     Государственные финансы на федеральном уровне состоят  из федерального бюджета, государственных  внебюджетных фондов РФ, государственного кредита. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса  РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит (рис. 8.2).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.

     На  организацию государственных и  муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

     Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

     Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

     Согласно  Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в условиях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области.

     Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

     В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

     Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в  свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие  полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью. Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы