Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
1.1 Финансовая политика России в современных условиях………………………………………………………3-7
1. 2. Система управления государственными финансами……………………………………………………………8
1.3. Органы управления финансами……………………………………………………………………………………………..9-14
1.4.Государственный финансовый контроль……………………………………………………………………………….15-20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….22-23

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2

1.1 Финансовая политика  России в современных условиях………………………………………………………3-7

1. 2. Система управления  государственными финансами……………………………………………………………8

1.3. Органы управления финансами……………………………………………………………………………………………..9-14

1.4.Государственный финансовый  контроль……………………………………………………………………………….15-20

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….22-23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью  развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

 

 Система управления  государственными финансами, направленная  на достижение определенных стратегических  и тактических целей, строится  на основе финансовой политики, которая является составной частью  экономической политики. Именно  эффективная финансовая политика  позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в  самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой  системы (субъектов управления).

 

 Во всех государствах  финансовая политика реализуется  через институциональную финансовую  систему, деятельность которой  строится на управлении финансами  с учетом специфики ее звеньев,  методологической общности функций  всех финансовых учреждений; централизованном  руководстве при активном участии  всех нижестоящих органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Финансовая политика России  в современных условиях.

Финансовая политика —  это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Практически она реализуется  через систему разработанных  на определенный период времени государственных  мероприятий по мобилизации части  финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию  для выполнения государством своих  функций. Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые  и другие финансовые инструменты и институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста.

 

 

 В условиях глобализации  финансов в современном мире, относительно свободного движения  капитала и других ограниченных  ресурсов финансовая политика  любого государства не может  строиться изолированно и учитывать  только внутреннее состояние  экономики, она должна ориентироваться  и на соответствующие требования  и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

 

Содержание финансовой политики определяется:

  • соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;
  • разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

 

 Новейшая история знает  три основных типа финансовой  политики: классическую, планово-директивную,  регулирующую. В основе каждой  из них лежат соответствующие  экономические теории.

 

 Классическая теория отводила государству практически «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, — это достижение полной свободы рыночных отношений. Рынок — главный регулятор, обусловливающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами и стремиться к минимизации всех государственных расходов, представляющих собой дополнительные издержки для предпринимателя.

 

 Планово-директивная теория в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала.

 

 Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

 

 Финансовая политика  в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика России определяется положениями программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу , утверждаемых Правительством РФ, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.

 

 Рассмотрим основные  направления современной бюджетной  политики России. В соответствии  с Конституцией РФ и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 170) приоритет в  разработке бюджетной политики  принадлежит Президенту РФ, который  в ежегодных посланиях Федеральному  Собранию РФ в общем плане  определяет приоритетные направления  бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000—2008 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических целей финансовой политики в начале XXI в. Общей стратегической задачей развития объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста.

 

 Бюджетная политика  включает политику в области  бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом  и государственными активами, реализации  принципов бюджетного федерализма,  управления государственными финансами.  В соответствии с этим определяются  стратегические и тактические  цели бюджетной политики.

 Важнейшая часть финансовой  политики — налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:

  • без налогов государство не может существовать;
  • налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е. экономика саморазрушается;
  • в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;
  • государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода свыше 30% экономический рост страны приостанавливается. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса;
  • налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;
  • суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию к росту только при такой экономической системе, когда государство гарантирует стабильность законов и правил. Как только оно нарушает свои обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;
  • налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по их сбору, к росту недоимок и штрафов и в итоге к разрушению экономики;

 

 косвенные налоги наиболее  удобны с позиции формирования  доходов бюджета, однако их  бремя падает на конечного  потребителя товаров и услуг.  Этот парадокс заключается в  том, что при разных уровнях  доходов граждан уровень их  потребления относительно одинаков. Использование косвенных налогов  приводит к тому, что у основной  части населения изымаются накопления, тем самым разрушается база  кредитной системы и системы  вторичного финансового рынка.  Косвенные налоги необходимо  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, на предметы роскоши, иногда  на импортные товары и услуги  и в ряде других специфических  случаев;

 

 • основной налоговой  базой должны служить налоги  на доходы и имущество. Их  следует строить на принципах  пропорционального налогообложения.

 

 Налоговая политика  в среднесрочной перспективе,  обеспечивая необходимый для  выполнения обязательств объем  бюджетных доходов, должна создавать  благоприятные условия для модернизации  экономики, осуществления инвестиций  в создание новых производств  и повышение производительности  труда. 

 

 Одновременно следует  создавать стимулы для инвестиций  граждан и организаций в образование,  здравоохранение, улучшение жилищных  условий и добровольное пенсионное  страхование.

 

 При определении возможностей, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но прежде всего их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы.

 

 К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:

  • значительное снижение и структурное выравнивание налогового бремени;
  • упрощение налоговой системы;
  • минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;
  • создание условий для легализации прибылей предприятий;

 

 сокращение количества  налогов и ограничение произвола  налоговых и таможенных органов  при одновременном повышении  ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием  налогового администрирования;

 

 — усиление налоговой  нагрузки на добычу полезных  ископаемых.

 

 Денежно-кредитная политика  формируется Правительством РФ  и Центральным банком РФ (Банком  России), ее задачами на ближайшие  годы являются:

 

 — сохранение инфляции  на уровне, при котором обеспечиваются  условия для экономического роста,  включая снижение процентных  ставок с учетом изменения  внешних и внутренних факторов  развития экономики;

 

 создание новых систем, основанных на расчетах в режиме  реального времени; развитие безналичных  расчетов, в том числе за счет  применения современных банковских  технологий, сети Интернет, расширения  использования платежных карт;

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы