Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
1.1 Финансовая политика России в современных условиях………………………………………………………3-7
1. 2. Система управления государственными финансами……………………………………………………………8
1.3. Органы управления финансами……………………………………………………………………………………………..9-14
1.4.Государственный финансовый контроль……………………………………………………………………………….15-20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….22-23

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

 

 Показатели финансовых  планов являются исходным материалом  для анализа финансового положения  государства, информационной основой  (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет  выявить объективные взаимосвязи  и долговременные тенденции изменения  структуры источников финансовых  ресурсов (доходов физических и  юридических лиц), а также факторы,  определяющие развитие этих тенденций  в будущем. В настоящее время  особое внимание уделяется среднесрочному  финансовому планированию (на два-три  года) в качестве основы для  разработки годовых и перспективных  бюджетов.

 

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

 

 Финансовое прогнозирование  предполагает:

  • построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;
  • корреляционно-регрессионный анализ;
  • непосредственную экспертную оценку.

 

Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

  • для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;
  • повышения эффективности расходования государственных средств;
  • прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

 

 Выбор варианта программы  зависит прежде всего от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

 

 Финансовое программирование  применяется в развитых странах  с 1960-х гг. Суть его заключается  в составлении пятилетних «скользящих»  планов расходов. Каждый год они  корректируются на основе ожидаемого  исполнения показателей плана  текущего года. При этом показатели  передвигаются («скользят») по пятилетней  шкале на год (следующий за  отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет — ориентировочными.

 

 В настоящее время  в Российской Федерации широко  используются целевые комплексные  программы, представляющие систему  научно-исследовательских, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, направленных  на достижение поставленных целей,  сбалансированности по ресурсам  и исполнителям.

 

 Следует отметить, что  при командно-административной системе  финансовое планирование имело  жесткий характер, напрямую связывая  движение всех финансовых ресурсов  хозяйствующих субъектов с государственным  бюджетом. В условиях рынка каждый  хозяйствующий субъект самостоятельно  определяет величину и направление  движения финансовых ресурсов, остающихся  после уплаты налоговых платежей  и отчислений. В связи с этим  в сферу государственных финансов  направляется только часть денежных  потоков хозяйствующих субъектов  (в основном в форме налоговых  платежей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Государственный финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля — это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

 

 Система государственного  финансового контроля в Российской  Федерации строится в соответствии  с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе.

 

 Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.

 

 Государственный финансовый  контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.

 

 Непосредственным предметом  финансового контроля являются  все стоимостные показатели. К  сфере финансового контроля относятся  практически все операции, совершаемые  с использованием денег. Финансовый  контроль способствует:

  • сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
  • обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;
  • обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
  • эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
  • максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).

 

 Таким образом, финансовый  контроль решает сложные и  многообразные задачи в различных  сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении  эффективного финансового контроля  играет уровень организации учета  в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация  — главный объект финансового  контроля. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый контроль, финансовый мониторинг.

 

Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств.

 

 Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

 

 Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое планирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности.

 

 С развитием общества  все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций.

 

 Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

 

 Независимый контроль  производится специальными органами  — аудиторскими фирмами и службами.

 

 Государственный финансовый  контроль проводится органами  законодательной и исполнительной  власти всех уровней. На федеральном  уровне по линии законодательной  власти его осуществляет Федеральное  Собрание РФ. Парламентский финансовый  контроль на всех стадиях бюджетного  процесса входит в компетенцию  соответствующих комитетов и  комиссий. Постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образованным Федеральным  Собранием РФ и подотчетным  ему, является Счетная палата  РФ. Ее деятельность направлена  на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности,  ведомственной и общественной  принадлежности, органы местного  самоуправления, общественные организации,  если они оперируют средствами  федерального бюджета, используют  или управляют федеральной собственностью  либо если им предоставлены  налоговые, таможенные льготы или иные преференции.

 

 По результатам обследований  сотрудники Счетной палаты РФ  составляют представления и направляют  их руководителям проверенных  организаций для принятия мер  по устранению нарушений, а  в случае выявления хищения  государственных средств дела  передаются в правоохранительные  органы. При выявлении нарушений  даются обязательные для исполнения  предписания. При неоднократных  нарушениях, по согласованию с  Государственной Думой, может  быть принято решение о приостановлении  всех видов расчетных операций  организации. При этом Счетная  палата РФ не наделена правами  применения к нарушителям административных  мер воздействия.

 

 Важнейшим органом  государственного финансового контроля  по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, расходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы. ФСФБН — это федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача — контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом контрольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Правительства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ.

 

 К основным функциям  ФСФБН относятся:

  • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
  • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;
  • организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы