Государственные и муниципальные гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование государственной и муниципальной гарантий.

Содержание работы

Введение......................................................................................................... 3
1 Сущность понятия государственная или муниципальная гарантия....... 4
2 Порядок предоставления государственных гарантий......................... 9
3 Государственная гарантия как форма государственного кредита........... 12
4 Исполнение государственных гарантий................................................ 18
Заключение.................................................................................................... 24
Список используемой литературы........................................................... 26

Файлы: 1 файл

240+Курсовая+работа+Государственные+и+муниципальные+гарантии.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)
 

                                                   Оглавление

Введение......................................................................................................... 3
1  Сущность  понятия государственная или  муниципальная гарантия....... 4
2 Порядок предоставления государственных гарантий......................... 9
3 Государственная  гарантия как форма государственного  кредита........... 12
4 Исполнение  государственных гарантий................................................ 18
Заключение.................................................................................................... 24
Список  используемой литературы........................................................... 26

 

 

Введение

      Актуальность  исследования обусловлена тем, что  в последнее время российские инвесторы активно кредитуются. Как известно, одним из наиболее надежных способов обеспечения возврата заемных средств является государственная или муниципальная гарантия, письменное обязательство субъекта РФ или муниципального образования отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства перед кредитором. Требования, предъявляемые действующим законодательством к порядку предоставления государственных и муниципальных гарантий и их форме, установлены Бюджетным кодексом Российской федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных федеральным законом от 05.08.2000 г. № 116-ФЗ. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской федерации. Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета. Законом Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российский Федерации, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объема доходов соответствующего бюджета - без учетов финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям. На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.

      Цель  курсовой работы - исследование государственной  и муниципальной гарантий.

 

1 Сущность понятия государственная или муниципальная гарантия

      В ГК в общей форме говорится  о возможности принятия Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями гарантии (поручительства) по обязательствам других субъектов  гражданского права (п. 6 ст. 126). Такого рода гарантии получили в дальнейшем широкое распространение и стали именоваться в законодательстве государственными и муниципальными гарантиями (далее сокращенно - государственные гарантии). Эти гарантии, как и банковские, являются новым для нашего гражданского права институтом, сложившимся в условиях перехода к рынку. 
Порядок предоставления и условия государственных гарантий определяются последующим законодательством; важнейшим является Бюджетный кодекс, где содержится ряд общих норм о государственных гарантиях (ст.  115-117). Согласно Бюджетному кодексу государственные гарантии предоставляются в пределах общих сумм, установленных годовым бюджетом, как правило, на конкурсной основе, оформляются соответствующим письменным соглашением, причем гарант несет субсидиарную ответственность в пределах суммы выданной гарантии с правом регресса к лицу, получившему гарантию. Министерство финансов Российской Федерации или иной уполномоченный орган обязаны проводить проверку финансового состояния получателя государственной гарантии. Эти общие предписания дополняются правилами законодательства об отдельных видах государственных гарантий. Наиболее полно правовой механизм государственных гарантий определен постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации. Этот Порядок именует государственную гарантию поручительством Правительства РФ (п. 2), и к нему приложен Примерный договор поручительства, содержащий условие о неустойке и прямые отсылки к нормам ГК о поручительстве. Однако Примерный договор ограничивает размер гарантии до 40% от предоставляемых средств и в нем оговорено, что поручитель не возмещает кредитору проценты за пользование средствами, пени и штрафы, а также любые формы упущенной выгоды (п. 1 Примерного договора). В дальнейшем эти правила были распространены на государственные гарантии при осуществлении лизинговых операций*(320). 
В последующие годы был издан ряд других постановлений Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий, в том числе по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Эти постановления термин "поручительство" уже не используют и предусматривают особые правила предоставления государственных гарантий: безвозмездность и отсутствие у гаранта права регрессного требования к получателю гарантий. 
Применительно к государственным гарантиям необходимо выяснить, кто выступает субъектом по таким гарантиям, т.е. кто в случае спора должен быть ответчиком в суде. Терминология норм действующего законодательства в этом вопросе не всегда едина, однако в ст.  115 Бюджетного кодекса при определении сущности государственной гарантии дается на этот счет ясный ответ: гарантом является соответственно Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. Аналогичные разъяснения давались также от имени Верховного Суда РФ применительно к искам, предъявлявшимся к Правительству РФ: надлежащим ответчиком по такого рода требованиям выступает Российская Федерация. Более сложным является определение правового режима государственных гарантий, если в нормах специального законодательства о таких гарантиях нет прямых указаний по возникающим вопросам. Когда законодательство именует государственные гарантии поручительством и даже содержит прямые отсылки к нормам ГК о поручительстве, как это было отмечено выше, юридически необходимо применять к государственным гарантиям и другие нормы ГК о поручительстве, если иное не было предусмотрено в условиях заключенного соглашения о предоставлении гарантии. В тех случаях, когда государственные гарантии поручительством не именуются, применение к ним норм ГК о поручительстве возможно только в порядке аналогии закона с соответствующим обоснованием. Государственные гарантии по своему назначению и содержанию близки институту поручительства, однако являются предметом специального законодательства и имеют ряд специфических черт, отражающих особенности отдельных хозяйственных сфер, в которых такие гарантии используются. В дальнейшем желательна более полная регламентация государственных гарантий в нормах действующего права и одновременно создание большего единообразия в их правовом режиме. Необходимость широкого использования института государственных гарантий по обязательствам предпринимателей, особенно в условиях постепенно укрепляющегося рынка, вызывает сомнения. Современный предприниматель должен поддерживаться государством через систему общих правовых норм, но не искать его правовой опеки в конкретных коммерческих сделках. Предоставление государственных гарантий оправданно в особо значимых хозяйственных сферах, прежде всего с целью привлечения инвестиций и развития экспортно-импортных операций [8, с.122].

      Государственные гарантии предоставляются соответствующим  органом исполнительной власти. Муниципальные  гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления. В  случае предоставления государственной  или муниципальной гарантии соответствующий  финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Информация о  долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную  долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу  субъекта Российской Федерации или  муниципальную долговую книгу в  срок, не превышающий трех дней с  момента возникновения соответствующего обязательства. Государственная или муниципальная гарантия — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — гарант — дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии [8, с.124].

     Федеральным законом о федеральном бюджете  устанавливается верхний предел общей суммы государственных  гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте, и верхний предел государственных  гарантий РФ, предоставляемых для  обеспечения обязательств в иностранной  валюте. Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств, включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда. Отдельно утверждаются государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США. Предоставление государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в составе программы государственных внешних заимствований. Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти, муниципальные гарантии — уполномоченным органом местного самоуправления.

2 Порядок предоставления государственных гарантий

     Рассмотрим  порядок предоставления государственных  гарантий за счет средств Бюджета  развития РФ.

     Государственные гарантии за счет средств Бюджета  развития РФ являются поручительством  Правительства РФ и предоставляются  российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для  реализации инвестиционных проектов.

     Основные  цели предоставления государственных  гарантий — стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств  инвесторов для развития российской экономики по ключевым направлениям.

     К рассмотрению принимаются инвестиционные проекты претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и способных  вернуть кредит с начисленными на него процентами и срок и в полном объеме. Проекты должны иметь положительную  величину чистого дисконтированного  дохода в расчетный период, определяемую путем сложения за все годы дисконтированных показателей чистой прибыли и  амортизации и вычитания из полученной суммы объема инвестиций, предназначенных  на реализацию данного проекта [12].

     Критерием отбора инвестиционных проектов для  оказания государственной поддержки  служит величина дохода, который получит  государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты  ранжируются в соответствии с  показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение  суммы дисконтированной величины налоговых  поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

     Размер  государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых ими средств, для  реализации конкретного инвестиционного  проекта.

     Размер  государственных гарантий указывается  в заключаемом между Министерством  экономики РФ и кредитором договоре поручительства.

     Исполнение  обязательств по предоставленным государственным  гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете развития РФ на соответствующий год. Объем  предоставленных государственных  гарантий фиксируется при расчете  государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных  гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год [12].

     Срок  действия государственных гарантий определяется по бизнес-плану проекта  как время, за которое намечено возвратить взятый в коммерческом банке кредит на финансирование данного проекта. Указанный срок фиксируется в  договоре поручительства, заключаемом  между Министерством экономики  РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит.

     Под гарантийным случаем понимается факт невозврата заемщиком основного  долга в срок, установленный в  кредитном договоре, заключенном  между заемщиком и кредитором.

     Министерством экономики РФ для рассмотрения официального обращения кредитора образует комиссию с привлечением территориальных  органов Центрального банка РФ, Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется  инвестиционный проект, кредитора и  заемщика. Эта комиссия рассматривает  обоснованность требований кредитора  к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает  достаточность действий кредитора  по возврату основного долга и  определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Минэкономики РФ.

     По  результатам проведенной работы комиссия составляет заключение, в  котором подтверждает или не подтверждает наступление ответственности Министерством  экономики РФ за неисполнение или  ненадлежащее исполнение заемщиком  обеспеченного поручительством  обязательства. Минэкономики РФ дает поручение  Главному управлению Федерального казначейства Минфина РФ о перечислении средств  из Бюджета развития РФ на корреспондентский  счет кредитора для возмещения части  основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов. При реализации государственной гарантии кредитор передаст в Министерство экономики РФ документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора. Министерство экономики РФ для защиты интересов государства в месячный срок после реализации государственной гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора.

     Средства, полученные Министерством экономики  РФ в целях удовлетворения требований к заемщику, зачисляются в Бюджет развития РФ. 

3 Государственная  гарантия как форма  государственного  кредита 

Информация о работе Государственные и муниципальные гарантии