Государственные и муниципальные учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение государственных и муниципальных учреждений, органов их управления.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрытие понятия и особенностей функционирования государственных (муниципальных) учреждений;
Рассмотрение типов государственных (муниципальных) учреждений и проведение их сравнительной характеристики;
Изучение органов управления государственных (муниципальных) учреждений и их компетенции.

Файлы: 1 файл

реферат ФБО.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

Введение 

Организация, созданная  собственником для осуществления  функций некоммерческого характера  и финансируемая им полностью  или частично, называется учреждением.

Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль  между участниками.

Учреждения могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав , законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Актуальностью данного  реферата является то, что подавляющее  большинство учреждений, существующих сегодня в России – являются государственными или муниципальными, их учредителями выступают различные государственные  органы и муниципальные образования.

Организационно-правовая форма  учреждения оказывается оптимальной  для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для  материально-технического обеспечения  их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом.

Целью данного реферата является изучение государственных  и муниципальных учреждений, органов  их управления.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрытие понятия и особенностей функционирования государственных (муниципальных) учреждений;
  2. Рассмотрение типов государственных (муниципальных) учреждений и проведение их сравнительной характеристики;
  3. Изучение органов управления государственных (муниципальных) учреждений и их компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и особенности функционирования государственных (муниципальных) учреждений

 

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение считается  созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, если имеет в оперативном управлении обособленное имущество и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждение создается  без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Как правило, большая часть  учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные  и муниципальные образования.

Создавать учреждения может  не только государство в лице своих  органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются органы культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и  иными правовыми актами. Не устанавливает  законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют  на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие  от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником  своего имущества. Собственником имущества  учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена  по отраслевому признаку. Основными  министерствами, имеющими разветвленную  сеть подведомственных учреждений, посредством  которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для  общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. Деятельность этих министерств  оказывает существенное влияние  на процесс экономического, социального, культурного и духовного развития общества. Они обеспечивают гражданам  возможность получать образование, приобретать научные знания, укреплять  здоровье, накапливать и развивать  интеллектуальный потенциал. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из республиканского и местных бюджетов. Кроме того, в условиях проводимых экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования.

    1. Типы государственных (муниципальных) учреждений, их сравнительная характеристика

 

Федеральный закон от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Автономным учреждением  признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом  Российской Федерации или муниципальным  образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления  предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий органов  государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в  сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости  населения, физической культуры и спорта.

Автономная некоммерческая организация может быть создана  в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана  путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Казенные учреждения —  это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее  работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях  обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетным учреждением  признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом  Российской Федерации или муниципальным  образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения  реализации предусмотренных законодательством  Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов  местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а  также в иных сферах.

Все три типа учреждений отличаются по степени финансово-хозяйственной  самостоятельности и независимости  от государства.

Сравнительная характеристика предприятий представлена в таблице 1.

Таблица 1

Бюджетные, автономные и казенные учреждения:  
сравнительная характеристика

 

Критерии сравнения

Бюджетное учреждение

(с расширенным  объемом прав)

Автономное учреждение

Казенное учреждение

Ответственность учреждения по своим  обязательствам

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого  имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого  имущества, закрепленного собственником;

б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

В пределах доведенных ЛБО

Распоряжение имуществом

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого  имущества, закрепленного собственником;

б) любого недвижимого имущества.

Всем имуществом, кроме:

а) особо ценного движимого  имущества, закрепленного собственником;

б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Не вправе распоряжаться любым  имуществом

Право на совершение крупных сделок

С предварительного согласия учредителя

С предварительного согласия наблюдательного  совета

Отсутствует

Особо ценное движимое имущество

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Виды могут определять профильные министерства.

Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Не выделяется

Органы управления

Руководитель (директор, ректор, главный  врач и т.д.).

Также могут быть совещательные  органы и органы самоуправления.

Наблюдательный совет

Руководитель

Иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.)

Руководитель.

Также могут быть совещательные  органы и органы самоуправления.

Право внесения

имущества в капитал хозяйственных  обществ

Только в случаях, прямо установленных  законом

(к примеру, Федеральным  законом от 2 августа 2009 года №  217-ФЗ)

Есть

Нет

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и  субсидий на иные цели.

Доходы поступают в  самостоятельное распоряжение

В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции.

Доходы поступают в  самостоятельное распоряжение

На основе бюджетной сметы.

Доходы от приносящей доход  деятельности зачисляются в бюджет.

Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной  деятельности),

государственное (муниципальное) задание

План ФХД (финансово-хозяйственной  деятельности),

государственное (муниципальное) задание

Смета,

Для отдельных учреждений - государственное (муниципальное) задание

Открытие счетов

В органах Казначейства  (финансовых органах) за исключением случаев, установленных  НПА

Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением  в Казначействе (финансовом органе)

В органах Казначейства  (финансовых органах) за исключением случаев, установленных  НПА

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров

Заключает от своего имени

(за исключением случаев  установленных НПА, когда БУ  приравнивается к получателю  бюджетных средств и заключает  госконтракты)

Заключает от своего имени

Заключает от имени публично-правового  образования

Привлечение заемных средств

Могут (с ограничением на крупные  сделки)

Могут

Не могут

Финансовый контроль и контроль учредителя

В основном – последующий

(контроль выполнения  госзадания)

Предварительный (санкционирование по  целевым субсидиям и бюджетным .инвестициям)

Последующий (контроль выполнения госзадания)

Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного  обязательства), текущий и последующий  контроль

Отчетность

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

отчет о результатах деятельности и использования имущества

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

отчет о результатах деятельности и использования имущества

Бухгалтерская отчетность,

статистическая отчетность,

отчет о результатах деятельности и использования имущества

Открытость

Сведения об учреждении и его деятельности, публикуются в открытом доступе  в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным  казначейством и запущен с 1 января 2012 г. (ст. 32 Закона 7-ФЗ)


С 1 января 2011 года все три типа государственных, муниципальных учреждений: казенные, бюджетные, автономные — ведут бухгалтерский учет, формируют отчетность, основываясь на единой методологии, единых принципах, правилах и в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н. Обусловлено это тем, что всем учреждениям независимо от того, участвуют они в бюджетном процессе или выведены за его рамки (получатели субсидий), вменено в обязанность отчитываться за качество управления имуществом, которым их наделил учредитель. Это очень важный момент в том плане, что за любой результат деятельности учреждения — получателя субсидий хоть и опосредованно ответственность несет собственник, его создавший. Следовательно, насущной задачей становится контроль за результатами деятельности учреждений (его «ликвидностью» — обеспеченностью принимаемых обязательств имеющимися в распоряжении (управлении) активами (полученными гарантиями (лимитами)). Одним из инструментов такого контроля как раз и является бухгалтерский учет.

 

    1. Органы управления государственных (муниципальных) учреждений и их компетенция.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях» органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Органы автономного учреждения должны быть предусмотрены законодательством и уставом учреждения.

К компетенции учредителя в области  управления автономным учреждением  относятся:

  1. утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;
  2. рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; 
  3. реорганизация и ликвидация автономного учреждения;
  4. назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним; 
  5. решение иных предусмотренных Федеральным законом № 8-ФЗ вопросов.

В состав наблюдательного  совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного  учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено  управление государственным или  муниципальным имуществом, и представители  общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить  представители иных государственных  органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного  учреждения.

Наблюдательный совет автономного  учреждения рассматривает:

  1. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  2. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  3. предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц;
  4. проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  5. по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;
  6. вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации;
  7. иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом №8-ФЗ.

К компетенции руководителя автономного  учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени  автономного учреждения, в том  числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного  учреждения, план его финансово-хозяйственной  деятельности, его годовую бухгалтерскую  отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Информация о работе Государственные и муниципальные учреждений