Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:20, реферат
Государственный банк – главный банк в дореволюционной России – был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.
Государственный банк – главный
банк в дореволюционной России –
был учрежден в 1860 г. в соответствии
с указом Александра II на основе реорганизации
Государственного коммерческого банка.
Одновременно с учреждением Государственного
банка императором был
Государственный банк являлся
государственно-
Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.
Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.
Срок выдаваемых Государственным
банком коммерческих ссуд был не более
девяти месяцев. По ссудам под залог
он не должен был быть менее одного
и более шести месяцев. Залогами
могли служить
Учет векселей согласно уставу допускался только в случае, если они были основаны на торговых сделках. При этом в отличие от Государственного коммерческого банка, которому во избежании потерь запрещалось выдавать мелкие ссуды, Государственному банку разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их надежности.
По Уставу Государственный
банк был подведомственным Министерству
финансов и находился под наблюдением
Совета государственных кредитных
установлений. Принципиальные вопросы
по Государственному банку решались
и оформлялись через Особенную
канцелярию по кредитной части. "Непосредственным
главным начальником" Государственного
банка являлся Министр
Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.
При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка и четырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющий банком.
Члены Учетного и ссудного
комитета от купечества избирались на
два года из купцов первой и второй
гильдий, торговавших в Санкт-
Большую часть своих ресурсов в 1860–70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн. рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году.
Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.
Кредитование торгово-
На кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в 1866-1875 гг. до 28%, в 1875-1880 гг. до 53%, а затем вплоть до 90-х гг. - до 63% своих коммерческих ресурсов.
Большая часть ссуд, выданных под процентные бумаги, так же как и суммы, вложенные в собственные процентные бумаги, по сути, представляли собой финансирование казны.
В целях "упрочения денежной кредитной системы" Государственный банк осуществлял покупку и продажу тратт. Кроме того, в 1862-1863 гг. проводил размен кредитных билетов на звонкую монету.
План проведения разменной операции был подготовлен Товарищем управляющего Государственным банком Е.И.Ламанским.
Операция, начавшаяся 1 мая 1862 г., предполагала размен кредитных билетов по курсу 570 коп. за золотой полуимпериал или 110,5 коп. за 1 руб. серебром. В последующем предполагалось установить обмен по курсу 100 коп. кредитными билетами за 1 руб. звонкой монетой.
Как позднее выяснилось, момент для проведения этой операции был выбран неудачно. В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло восстание. Резко увеличился спрос на золото В мае 1863 г. выдача звонкой монеты превысила поступления на 10,4 млн. руб., в августе же только за три дня монеты было выдано на 4,4 млн. руб.
Курс российских ценных бумаг упал, стал снижаться вексельный курс кредитного рубля. 29 октября на Петербургской бирже началась паника. Размен кредитных билетов на звонкую монету был прекращен 1 января 1863 г., поскольку продолжение размена грозило полным истощением разменного фонда.
С 1861 г. по 1866 г. Государственный банк осуществлял трассирование векселей. Эта операция не предусматривалась Уставом Госбанка, она осуществлялась под личным руководством Управляющего банком А.Л.Штиглица. Операция была сосредоточена в особом отделении с бланком "Foreign office", велась отдельно от всех счетов Госбанка и отражалась только в его балансе.
С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн. руб. до 310,1 млн. рублей.
До 1887 г. Государственный банк проводил операцию по ликвидации счетов дореформенных банков, которая была возложена на него по Уставу. Банк должен был производить выплату процентов и возврат капитала по тем вкладам, которые остались после свободного обмена вкладных билетов на 5%-е банковские билеты, выплату процентов по купонам 5%-х банковских билетов и капитала по билетам, предназначенным к погашению. На покрытие этих расходов Государственному банку должны были передаваться проценты и суммы, получаемые с заемщиков старых банков, а также суммы платежей Государственного казначейства по долгу его дореформенным банкам.
Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое в случае необходимости должно было выдавать банку дополнительно к выше указанным средствам наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи их на бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов у Государственного казначейства не было возможности предоставлять дополнительные средства Государственному банку, и Банк вынужден был ежегодно направлять на эти операции часть своей коммерческой прибыли. Обороты по ликвидации стали давать излишек поступлений только с 1872 года.
В январе 1887 г. особый счет ликвидации бывших государственных банков был упразднен. Поступления по ссудам и прибыли Государственного банка по этой операции стали обращаться на текущие нужды Казны.
В 1861 г. Государственный банк
был привлечен к участию в
выкупной операции. Ему был поручен
выпуск выкупных свидетельств и 5-ти процентных
банковских билетов. С 1865 г. на Государственный
банк был возложен контроль за поступлением
выкупных платежей в казначейства,
а также составление годовых
отчетов по выкупной операции. На 1 января
1885 г. Государственным банком было выдано
85 333 выкупные ссуды на 892,1 млн. рублей. К
середине 80-х годов выдачи выкупных ссуд
значительно сократились. В среднем они
не превышали 3,5 млн. руб. в год.
Выдачу ссуд Государственному казначейству
"на текущие нужды" Государственный
банк прекратил после назначения на пост
Министра финансов Н.Х.Бунге, который ввел
в практику заключение государственных
займов для покрытия бюджетных дефицитов.
Свой долг Государственному банку Казначейство
начало погашать с 1881 г. Указ от 1 января
1881 г. объявлял о прекращении выпусков
кредитных билетов и о сокращении их количества
в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический
кризис, который продолжался почти пять
лет. В результате за 1881-1886 гг. вместо 300
млн. руб. с баланса Государственного банка
было списано всего 87 млн. рублей. Затраты
Банка за счет Казны впервые сравнялись
с суммами Казны, вложенными в него, только
в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному
банку был погашен в 1901 г., в соответствии
с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим
Государственному казначейству погасить
остаток его долга Государственному банку
в размере 50 млн. руб. за кредитные билеты.
Со второй половины 70-х
гг. XIX в. в России для борьбы с
биржевой спекуляцией, а также с
целью регулирования курса
В рамках этой политики Государственный банк с середины 70-х годов в порядке "борьбы" правительства с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения начал проводить операции по спасанию пошатнувшихся и обанкротившихся банков и некоторых предприятий. В результате действий Государственного банка банковские кризисы середины 70-х и начала 80-х годов XIX в. не нанесли ощутимого удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены. В середине 80-х гг. Госбанк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг Банку в 1887 г. достиг 6,2 млн. рублей. Были спасены также и городские общественные банки в крупных городах.
С 1886 г. после завершения ликвидации
дореформенных кредитных
Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX века. В это время Министром финансов был крупнейший государственный деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю.Витте.
Главное внимание С.Ю.Витте
уделял укреплению финансов, развитию
промышленности и железнодорожного
транспорта. Свою деятельность на министерском
посту он начал с реформы
Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий на основе общей покровительственной политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.
Задачей Государственного банка
вместо "оживления торговых оборотов"
стало "облегчение денежных оборотов
и содействие посредством краткосрочного
кредита отечественной
Информация о работе Государственный банк в дореволюционный период