Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:03, контрольная работа
В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
1. Государственный бюджет как экономическая категория
В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления имеет финансовую базу для реализации своих полномочий. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве. В настоящее время бюджетная система страны, основанная на ее государственном устройстве, состоит из федерального бюджета, 22 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов.
Рассмотрим бюджетную систему Чувашской республики, как один из субъектов Российской Федерации. Бюджетные правоотношения в Чувашской Республике регулируются:
Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законами Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики, законами Чувашской Республики о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иными федеральными законами, законами Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами муниципальных образований и настоящим Законом;
2. Система налогов как источник доходов федерального, регионального и местных бюджетов
Таблица 1. – Динамика доходов и расходов бюджетной системы Чувашской Республики за 2011, 2012, 2013 гг.2
Наименование |
2011 |
2012 |
2013 |
Темп роста, % | |||||||
План |
Факт |
Исполнение к плану % |
План |
Факт |
Исполнение к плану % |
План |
Факт |
Исполнение к плану % |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |
Доходы |
22,02 |
30,88 |
140,2 |
26,56 |
33,25 |
125,2 |
29,92 |
35,05 |
117,1 |
108 |
105 |
Расходы |
22,72 |
30,42 |
133,8 |
27,59 |
35,21 |
127,6 |
30,93 |
39,24 |
126,8 |
116 |
111 |
Профицит(+)/ Дефицит(-) |
0,46 |
-1,9 |
-4,1 |
-413 |
215 |
Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2011 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 30,88 млн.руб. или 140% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2011 год сложилось в сумме 30,42 млн. руб. или 134% к годовым плановым назначениям. Профицит бюджета чувашской республики за 2011 год составлял 0,46 млн. руб.
Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2012 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 33,25 млн.руб. или 125% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2012 год сложилось в сумме 35,21 млн. руб. или 128% к годовым плановым назначениям. Дефицит бюджета чувашской республики за 2012 год составлял 1,9 млн. руб.
Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2013 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 35,05 млн.руб. или 117% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2013 год сложилось в сумме 39,24 млн. руб. или 127% к годовым плановым назначениям. Дефицит бюджета чувашской республики за 2013 год составлял 4,1 млн. руб.
Расходы млн. руб. |
2011 |
2012 |
2013 | ||||
Доля, % к год назначениям |
Исполнено |
Доля, % к год назначениям |
Исполнено |
Доля, % к год назначениям |
Исполнено | ||
Общегосударственные вопросы |
53,0% |
428,9 |
44,7% |
426,8 |
33,9% |
583,7 | |
Национальная оборона |
100,0% |
22,3 |
100% |
23,7 |
100,0% |
24,3 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
70,0% |
761,0 |
72,6% |
157,9 |
67,2% |
163,5 | |
Национальная экономика |
71,7% |
4144,1 |
64,2% |
3940,7 |
57,3% |
4189,6 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
39,9% |
1245,2 |
52,8% |
1447,5 |
19,9% |
632,5 | |
Охрана окружающей среды |
53,7% |
13,1 |
44,7% |
11,7 |
48,9% |
16,4 | |
Образование |
64,4% |
3601,9 |
67,4% |
5338,3 |
69,2% |
6278,7 | |
Культура и кинематография |
61,6% |
288,5 |
61,3% |
292,0 |
60,4% |
326,8 | |
Здравоохранение |
56,8% |
3245,9 |
66,5% |
5157,3 |
71,1% |
4652,6 | |
Социальная политика |
75,7% |
5214,9 |
71,5% |
5050,5 |
68,6% |
5446,9 | |
Физическая культура и спорт |
31,4% |
127,2 |
56,9% |
367,7 |
65,2% |
410,5 | |
Средства массовой информации |
59,5% |
61,2 |
70,2% |
75,4 |
63,3% |
67,2 | |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
56,5% |
225,5 |
38,1% |
179,3 |
64,5% |
275,9 |
Таблица 2. - Структура расходов бюджета Чувашской республики за 2011-2013 гг.
Доходы |
2011 |
2012 |
2013 |
Безвозмездные поступления |
8 182,3 |
9 425,3 |
7 633,2 |
Межбюджетные трансферты |
10 505,2 |
10 200,0 |
11 825.6 |
Налоговые и неналоговые доходы |
11 791,6 |
13 492,3 |
14 573,4 |
Таблица 3. – Структура доходов бюджета Чувашской Республики за 2011-2013 гг. (млн. руб).
3. Соотношение основных видов налогов за 2011, 2012 и 2013 гг.
2011 |
2012 |
2013 | ||||
Доля, % |
млн. руб |
Доля, % |
млн. руб |
Доля, % |
млн. руб | |
Налог на прибыль организации |
34,3 |
3908,7 |
29,8 |
3835,6 |
27,7 |
3822,5 |
Доходы физических лиц |
27,3 |
3113,2 |
30,2 |
3892,2 |
30,4 |
4195,4 |
Акциз по подакцизным товарам |
18,0 |
5053,6 |
19,2 |
2473,1 |
18,7 |
2582,5 |
Налог на имущество |
15 |
1706,7 |
14,1 |
1812,1 |
16,1 |
2230,3 |
4. Анализ динамики
и структура неналоговых
В составе неналоговых доходов основные поступления приходятся на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, их поступления в 2011 году составили 266,5 млн. рублей, платежи при пользовании природными ресурсами - поступило 54,1 млн. рублей и доходы от продажи материальных и нематериальных активов - поступило 41,0 млн. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2010 года увеличились поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 27,7%, или на 57,8 млн. рублей; поступление доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 38,0%, или 11,3 млн. рублей и поступление платежей при пользовании природными ресурсами на 0,2%, или на 0,1 млн. рублей.
Безвозмездные поступления сложились: из дотаций от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - поступило 3 964,7 млн. рублей, их доля составила 34,8%; субсидий бюджетам бюджетов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) - 3 513,1 млн. рублей, их доля составила 30,8%; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 2 782,1 млн. рублей, их доля составила 24,4%; иных межбюджетных трансфертов - 1 012,9 млн. рублей, их доля - 8,9%; прочих безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы, безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет и прочих безвозмездных поступлений - 233,1 млн. рублей, их доля составила 2,0%.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в отчетном периоде 2011 года объем безвозмездных поступлений увеличился на 9,4%, или на 981,5 млн. рублей.
В 2012 году доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составила 43,7% (поступило 265,4 млн. рублей или 84,5% к годовым назначениям – 313,9 млн. рублей). Доля поступления платежей при пользовании природными ресурсами составила 15,9% (поступило 96,7 млн. рублей или в 1,3 раза к годовым назначениям - 74,3 млн. рублей); доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 9,4% (поступило 57,0 млн. рублей при годовых назначениях – 28,9 млн. рублей); доходов от продажи материальных и нематериальных активов - 7,2% (поступило 43,5 млн. рублей или 71,8% к годовым назначениям - 60,6 млн. рублей); административных платежей и сборов – 2,7% (поступило 16,6 млн. рублей или 49,6% к годовым назначениям - 33,5 млн. рублей); штрафов, санкций, возмещений ущерба – 19,5% (поступило 118,5 млн. рублей или 86,4% к годовым назначениям – 137,1 млн. рублей);прочих неналоговых доходов – 1,6% (поступило 9,8 млн. рублей при годовых назначениях 0,5 млн. рублей).
В сравнении с аналогичным периодом 2011 года наблюдается увеличение поступлений платежей при пользовании природными ресурсами на 42,6 млн. рублей (на 78,8%); доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 45,2 млн. рублей (в 4,8 раза); доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 2,5 млн. рублей (на 6,1%); штрафов, санкций, возмещений ущерба на 116,1 млн. рублей (за 9 месяцев 2011 года поступило 2,4 млн. рублей); прочих неналоговых доходов на 9,4 млн. рублей (за 9 месяцев 2011 года поступило 0,4 млн. рублей) и снижение поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 1,1 млн. рублей (на 0,4%);административных платежей и сборов на 6,9 млн. рублей (на 29,2%).
Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория