Государственный бюджет как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Файлы: 1 файл

sarkisyan (5).docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

1. Государственный бюджет как экономическая категория

 

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления имеет финансовую базу для реализации своих полномочий. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве. В настоящее время бюджетная система страны, основанная на ее государственном устройстве, состоит из федерального бюджета, 22  республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов.

Рассмотрим бюджетную систему Чувашской республики, как один из субъектов Российской Федерации. Бюджетные правоотношения в Чувашской Республике регулируются:

Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законами Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики, законами Чувашской Республики о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иными федеральными законами, законами Чувашской Республики и муниципальными правовыми актами муниципальных образований и настоящим Законом;

  • указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
  • указами Главы Чувашской Республики и нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Чувашской Республики, принятыми в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, регулирующими бюджетные правоотношения, законами Чувашской Республики, регулирующими бюджетные правоотношения, и актами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи;
  • муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции и регулирующими бюджетные правоотношения.1

2. Система налогов как источник доходов федерального, регионального и местных бюджетов

 

Таблица 1. – Динамика доходов и расходов бюджетной системы Чувашской Республики за 2011, 2012, 2013 гг.2

Наименование

2011

2012

2013

Темп роста, %

План

Факт

Исполнение к плану %

План

Факт

Исполнение к плану %

План

Факт

Исполнение к плану %

2012 к 2011

2013 к 2012

Доходы

22,02

30,88

140,2

26,56

33,25

125,2

29,92

35,05

117,1

108

105

Расходы

22,72

30,42

133,8

27,59

35,21

127,6

30,93

39,24

126,8

116

111

Профицит(+)/

Дефицит(-)

0,46

-1,9

-4,1

-413

215





Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2011 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 30,88 млн.руб. или 140% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2011 год сложилось в сумме 30,42 млн. руб. или 134% к годовым плановым назначениям. Профицит бюджета чувашской республики за 2011 год составлял 0,46 млн. руб.

Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2012 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 33,25 млн.руб. или 125% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2012 год сложилось в сумме 35,21 млн. руб. или 128% к годовым плановым назначениям. Дефицит бюджета чувашской республики за 2012 год составлял 1,9 млн. руб.

Согласно отчету об исполнении бюджета Чувашской республики за 2013 год в республиканский бюджет поступило доходов всего 35,05 млн.руб. или 117% к годовым плановым назначениям. Кассовое исполнение по расходам городского бюджета за 2013 год сложилось в сумме 39,24 млн. руб. или 127% к годовым плановым назначениям. Дефицит бюджета чувашской республики за 2013 год составлял 4,1 млн. руб.

 

Расходы млн. руб.

2011

2012

2013

Доля, % к год назначениям

Исполнено

Доля, %  к год назначениям

Исполнено

Доля, % к год назначениям

Исполнено

Общегосударственные вопросы

53,0%

428,9

44,7%

426,8

33,9%

583,7

Национальная оборона

100,0%

22,3

100%

23,7

100,0%

24,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

70,0%

761,0

72,6%

157,9

67,2%

163,5

Национальная экономика

71,7%

4144,1

64,2%

3940,7

57,3%

4189,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

39,9%

1245,2

52,8%

1447,5

19,9%

632,5

Охрана окружающей среды

53,7%

13,1

44,7%

11,7

48,9%

16,4

Образование

64,4%

3601,9

67,4%

5338,3

69,2%

6278,7

Культура и кинематография

61,6%

288,5

61,3%

292,0

60,4%

326,8

Здравоохранение

56,8%

3245,9

66,5%

5157,3

71,1%

4652,6

Социальная политика

75,7%

5214,9

71,5%

5050,5

68,6%

5446,9

Физическая культура и спорт

31,4%

127,2

56,9%

367,7

65,2%

410,5

Средства массовой информации

59,5%

61,2

70,2%

75,4

63,3%

67,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

56,5%

225,5

38,1%

179,3

64,5%

275,9



Таблица 2. - Структура расходов бюджета Чувашской республики за 2011-2013 гг.

 

 

 

Доходы

2011

2012

2013

Безвозмездные поступления

8 182,3

9 425,3

7 633,2

Межбюджетные трансферты

10 505,2

10 200,0

11 825.6

Налоговые и неналоговые доходы

11 791,6

13 492,3

14 573,4





Таблица 3. – Структура доходов бюджета Чувашской Республики за 2011-2013 гг. (млн. руб).

 

 

3. Соотношение  основных видов налогов за 2011, 2012 и 2013 гг.

 

2011

2012

2013

Доля, %

млн. руб

Доля, %

млн. руб

Доля, %

млн. руб

Налог на прибыль организации

34,3

3908,7

29,8

3835,6

27,7

3822,5

Доходы физических лиц

27,3

3113,2

30,2

3892,2

30,4

4195,4

Акциз по подакцизным товарам

18,0

5053,6

19,2

2473,1

18,7

2582,5

Налог на имущество

15

1706,7

14,1

1812,1

16,1

2230,3


4. Анализ динамики  и структура неналоговых доходов  за 2011, 2012, 2013 гг.

В составе неналоговых доходов основные поступления приходятся на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, их поступления в 2011 году составили 266,5 млн. рублей, платежи при пользовании природными ресурсами - поступило 54,1 млн. рублей и доходы от продажи материальных и нематериальных активов - поступило 41,0 млн. рублей.

В сравнении с аналогичным периодом 2010 года увеличились поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 27,7%, или на 57,8 млн. рублей; поступление доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 38,0%, или 11,3 млн. рублей и поступление платежей при пользовании природными ресурсами на 0,2%, или на 0,1 млн. рублей.

Безвозмездные поступления сложились: из дотаций от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - поступило 3 964,7 млн. рублей, их доля составила 34,8%; субсидий бюджетам бюджетов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) - 3 513,1 млн. рублей, их доля составила 30,8%; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 2 782,1 млн. рублей, их доля составила 24,4%; иных межбюджетных трансфертов - 1 012,9 млн. рублей, их доля - 8,9%; прочих безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы,  безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет и прочих безвозмездных поступлений - 233,1 млн. рублей, их доля составила 2,0%.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в отчетном периоде 2011 года объем безвозмездных поступлений увеличился на 9,4%, или на 981,5 млн. рублей.

В 2012 году доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составила 43,7% (поступило  265,4 млн. рублей или 84,5% к годовым назначениям – 313,9 млн. рублей). Доля поступления платежей при пользовании природными ресурсами  составила 15,9% (поступило 96,7 млн. рублей или в 1,3 раза к годовым назначениям - 74,3 млн. рублей); доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 9,4% (поступило 57,0 млн. рублей при годовых назначениях – 28,9 млн. рублей); доходов от продажи материальных и нематериальных активов - 7,2% (поступило 43,5 млн. рублей или 71,8% к годовым назначениям - 60,6 млн. рублей); административных платежей и сборов – 2,7% (поступило 16,6 млн. рублей или 49,6% к годовым назначениям - 33,5 млн. рублей); штрафов, санкций, возмещений ущерба – 19,5% (поступило 118,5 млн. рублей или 86,4% к годовым назначениям – 137,1  млн. рублей);прочих неналоговых доходов – 1,6% (поступило 9,8 млн. рублей при годовых назначениях 0,5 млн. рублей).  

В сравнении с аналогичным периодом 2011 года наблюдается увеличение поступлений платежей при пользовании природными ресурсами на 42,6 млн. рублей (на 78,8%); доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 45,2 млн. рублей (в 4,8 раза);  доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 2,5 млн. рублей (на 6,1%); штрафов, санкций, возмещений ущерба на 116,1 млн. рублей (за 9 месяцев 2011 года поступило 2,4 млн. рублей); прочих неналоговых доходов на 9,4 млн. рублей (за 9 месяцев 2011 года поступило 0,4 млн. рублей) и снижение поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 1,1 млн. рублей (на 0,4%);административных платежей и сборов на 6,9 млн. рублей (на 29,2%).

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория