Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2015 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения

Содержание работы

1. Понятие и структура государственного бюджета 3
2. Дефицит бюджета и государственный кредит 5
3. Сущность и значение внебюджетных фондов в РФ 7
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

  1. Понятие и структура государственного бюджета 3
  2. Дефицит бюджета и государственный кредит 5
  3. Сущность и значение внебюджетных фондов в РФ7

 

Список используемой литературы12

 

  1. Понятие и структура государственного бюджета

Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства делятся на:

  • расходы на политические цели: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и др.), содержание аппарата управления государством;
  • расходы на экономические цели: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;
  • расходы на социальные цели: социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета.

При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку или профициту государственного бюджета;
  • когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, то есть бюджет сбалансирован;
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, то есть имеет место дефицит государственного бюджета.

 

 

 

  1. Дефицит бюджета и государственный кредит

Дефицит бюджета - это состояние государственного бюджета, при котором его расходная часть не перекрывается доходами. При этом возникает отрицательное сальдо.

Данное состояние бюджета характерно для большинства государств с развитой экономикой и связано с инфляцией.

Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией.

Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

  • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение внебюджетных фондов в РФ

Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

  1. выделением из бюджета определенных особо значимых расходов и созданием специальных фондов для их финансирования;
  2. формированием фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета.

Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов средства этих фондов используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды в России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.

Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.

  1. Внебюджетные социальные фонды.

В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ. Эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

  1. Внебюджетные экономические фонды - это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.

Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды - с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды – с региональными бюджетами).

Классификация внебюджетных фондов по правовому положению. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.

Первые находятся в распоряжении органов государственной власти или в распоряжении властей субъектов Федерации; вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.

Внебюджетные фонды, являющиеся государственными, формируются за счет таких источников, как:

  • социальный налог;
  • налоги, установленные для соответствующего фонда;
  • целевые отчисления в соответствующий фонд;
  • средства бюджета;
  • отчисления от прибыли организаций;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка Российской Федерации или коммерческих банков;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
  • добровольные взносы граждан и организаций.

В последние годы в РФ наметилась тенденция по ликвидации внебюджетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения.

Существует ряд других социальных, экономических и научно-технических внебюджетных фондов. К ним относятся:

  1. Федеральный фонд социальной поддержки населения;
  2. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
  3. Государственный фонд конверсии;
  4. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Эти фонды были образованы соответствующими законами и поэтому аккумулируют бюджетные средства. Их отличие от социальных фондов в том, что они не имеют надежной доходной базы в виде обязательных платежей.

Помимо бюджетных средств, перечисленные внебюджетные фонды аккумулируют различные другие средства, не запрещенные законодательством:

  • стоимость дооценки оборотных средств предприятий;
  • отчисления от себестоимости;
  • коммерческие источники по тем фондам, которым разрешена коммерческая деятельность и другие источники.

Также Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» в качестве доходных источников установлены:

Информация о работе Государственный бюджет