Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2015 в 19:36, контрольная работа
Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения
1. Понятие и структура государственного бюджета 3
2. Дефицит бюджета и государственный кредит 5
3. Сущность и значение внебюджетных фондов в РФ 7
Список используемой литературы 12
Оглавление
Список используемой литературы12
Важным инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и др.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
По целям расходы государства делятся на:
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
Основными источниками доходов государства являются:
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета.
При этом, государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
Дефицит бюджета - это состояние государственного бюджета, при котором его расходная часть не перекрывается доходами. При этом возникает отрицательное сальдо.
Данное состояние бюджета характерно для большинства государств с развитой экономикой и связано с инфляцией.
Дефицит бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности. Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией.
Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.
Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета.
Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов средства этих фондов используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Внебюджетные фонды в России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.
В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся:
До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ. Эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.
Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды - с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды – с региональными бюджетами).
Классификация внебюджетных фондов по правовому положению. По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.
Первые находятся в распоряжении органов государственной власти или в распоряжении властей субъектов Федерации; вторые - в распоряжении органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды, являющиеся государственными, формируются за счет таких источников, как:
В последние годы в РФ наметилась тенденция по ликвидации внебюджетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения.
Существует ряд других социальных, экономических и научно-технических внебюджетных фондов. К ним относятся:
Эти фонды были образованы соответствующими законами и поэтому аккумулируют бюджетные средства. Их отличие от социальных фондов в том, что они не имеют надежной доходной базы в виде обязательных платежей.
Помимо бюджетных средств, перечисленные внебюджетные фонды аккумулируют различные другие средства, не запрещенные законодательством:
Также Законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» в качестве доходных источников установлены: