Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать понятие государственному бюджету и исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования;
изучить возможности использования политики снижения дефицита бюджета США в России.

Содержание работы

Введение 2
1. Государственный бюджет.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ
1.3. Понятие и принципы бюджетного процесса 2. Понятие профицита и дефицита бюджета 6
2.1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 13
2.2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита 13
2.3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов 17
3. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта 23
3.1. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета 23
3.2. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и
источники его финансирования 27
3.3. Политика снижения дефицита бюджета в США
Заключение 31
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Единой правовой базой  бюджетной системы является Конституция  РФ и Бюджетный Кодекс РФ. Бюджеты  нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

 Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве  бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения  центра и регионов.

Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между 

центральными органами власти, властями субъектов Федерации  и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов  и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления;

2) обеспечении соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы;

4) наличии единых для  каждого звена бюджетной системы  формализованных прозрачных и  всем понятных методов регулирования  бюджетов;

5) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно  снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов — это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы  располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и  расходов бюджетов всех уровней с  присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация  Российской Федерации в части  классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию  объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация  Российской Федерации включает:

- классификацию доходов  бюджетов Российской Федерации; 

- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации; 

- классификацию источников  внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов Российской Федерации; 

- классификацию источников  внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов  государственных внутренних долгов  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований; 

- классификацию видов  государственного внешнего долга  Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

- ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета. 

    1. Понятие и принципы бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс —  это регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской  Федерации; 

- органы законодательной  (представительной) власти;

- органы исполнительной  власти (высшие должностные лица  субъектов Российской Федерации,  главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

- органы денежно-кредитного  регулирования; 

- органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств; 

- иные органы, на которые  законодательством Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации  возложены бюджетные, налоговые  и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Принципы организации  бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Основные этапы бюджетного процесса.

Составление проекта  федерального бюджета осуществляется Правительством Российской Федерации  в соответствии с Бюджетным Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

1. Порядок и сроки  составления проекта федерального  бюджета, а также порядок работы  над документами и материалами,  обязательными для представления  одновременно с проектом федерального  бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Первый этап формирования  федерального бюджета - разработка  федеральными органами исполнительной  власти и выбор Правительством  Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики  Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана - прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федерации осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

3. Второй этап формирования  федерального бюджета - распределение  федеральными органами исполнительной  власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

4. Правительство Российской  Федерации вносит на рассмотрение  Государственной Думы проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.

5. Правительство вносит  проект федерального бюджета  на рассмотрение Государственной  Думы. Одновременно с проектом  бюджета представляются следующие  документы:

· предварительные итоги  социально-экономического развития РФ за истекший период;

· прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

· прогноз Сводного финансового  баланса по территории РФ на предстоящий  год;

· прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

· основные направления бюджетной и налоговой политики;

· основные принципы и  расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов  РФ;

· федеральные целевые  программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;

· федеральная инвестиционная программа;

· оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

· поквартальное распределение  доходов и расходов ФБ на предшествующий год .

6. Проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения.

7. Государственная Дума  рассматривает проект федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  в четырех чтениях. 

8. Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

9. Совет Федерации  рассматривает федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 14 дней со дня представления  Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения  бюджета на соответствующий финансовый год. На ней обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджета в целом и по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений, организаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом Российской Федерации.

Для исполнения бюджета важное значение имеет поквартальная разбивка, необходимая для учета особенностей отдельных кварталов года: сезонности поступлений, неравномерности расходования бюджетных средств и др. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, является роспись бюджета, то есть распределение доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации. Она составляется в соответствии с  
утвержденным бюджетом при необходимой детализации источников доходов и целевого направления расходов, с указанием годовых назначений и их поквартальным распределением. Бюджетная роспись служит оперативным планом исполнения бюджета, по которому осуществляется весь процесс финансирования предприятий, учреждений и организаций и контроль за ходом поступления доходов в бюджет.

Стадия исполнения бюджета включает кассовое исполнение бюджета. Под ним  понимается организация и осуществление  в процессе исполнения бюджета приема доходов, хранения и выдачи бюджетных  средств, ведение учета и отчетности.

Исполнение бюджета является функцией исполнительных органов власти. Правительство Российской Федерации организует исполнение федерального бюджета через Министерство финансов и органы федерального казначейства. В исполнении бюджета участвуют предприятия, учреждения, организации и население, так как они имеют обязательства по платежам в бюджет или получают ассигнования из него.

Непосредственное исполнение федерального бюджета в основном объеме на сегодняшний  день осуществляется органами федерального казначейства.

 

 

          2.Понятие профицита и дефицита бюджета

           2.1Теоретические основы образования  профицита и дефицита                  

           бюджета

 

Доходы и расходы органов  государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета  – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Информация о работе Государственный бюджет