Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать понятие государственному бюджету и исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования;
изучить возможности использования политики снижения дефицита бюджета США в России.
Введение 2
1. Государственный бюджет.
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ
1.3. Понятие и принципы бюджетного процесса 2. Понятие профицита и дефицита бюджета 6
2.1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 13
2.2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита 13
2.3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов 17
3. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта 23
3.1. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета 23
3.2. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и
источники его финансирования 27
3.3. Политика снижения дефицита бюджета в США
Заключение 31
Список использованных источников 34
Содержание
Введение 2
1.3. Понятие и принципы бюджетного процесса 2. Понятие профицита и дефицита бюджета 6
2.1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 13
2.2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита 13
2.3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов 17
3. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта 23
3.1. Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета 23
3.2. Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и
источники его финансирования 27
3.3. Политика снижения дефицита бюджета в США
Заключение 31
Список использованных источников 34
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Цель курсовой работы – дать понятие государственному бюджету и исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности
выявить роль бюджетного дефицита (профицита)
в государственном регулировани
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования;
изучить возможности использования политики снижения дефицита бюджета США в России.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Предмет исследования – управление дефицитом (профицитом) бюджета.
Информационной базой
1. Государственный бюджет.
В каждой стране основу государственных
финансов составляет бюджет, а точнее
– бюджетная система, которая
включает государственный бюджет и
бюджеты соответственных
Бюджетным Кодексом РФ определено, что бюджет –это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Государственный бюджет — как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами — это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Государственный бюджет
– наибольший централизованный денежный
фонд государства, который находится
в распоряжении правительства. В
государственном бюджете
Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.
Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода.
Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
1) носит ярко выраженный
балансовый характер. Превышение
расходов над доходами
2) Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение финансовой политики;
контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Именно с помощью
бюджета государство имеет
Вместе с тем, отображая
экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях
Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы.
Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
Налоговые доходы, в т. ч. |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
Государственное управление |
Международная деятельность |
Национальная оборона |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
Промышленность, энергетика, строительство |
Сельское хозяйство |
Охрана окружающей среды |
Образование |
Культура и искусство, средства массовой информации |
Здравоохранение и физическая культура |
Социальная политика |
Обслуживание государственного долга |
Финансовая помощь субъектам РФ |
Прочие расходы |
Расходы целевых бюджетных фондов |
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной
системы Российской Федерации;
разграничения доходов и
- равенства бюджетных
прав субъектов Российской
- полноты отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
Бюджетное устройство —
это организация бюджетной
Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории РФ.
Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный бюджет
и бюджеты государственных
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты,
в том числе: бюджеты
- бюджеты городских и сельских поселений.