Государственный бюджет:понятие,структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – это
1) смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств,
2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Государственныйбюджет:понятие,структура, функции…………. 4
Понятие и структура государственного бюджета…………………. 4
Функции государственного бюджета……………………………….. 5
2Проблемыбюджетногорегулированияисбалансированности государственного бюджета РФ………………………………………. 7
2.1 Современные проблемы бюджетного регулирования в России…... 7
2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета РФ….. 8
Заключение………………………………………………………….......... 10
Список использованных источников………………………………........ 11

Файлы: 1 файл

Министерство образования республики Беларусь.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Проблеме сбалансированности и дефицитности бюджета огромное внимание уделяют экономические  науки, так как сейчас наблюдается  увеличение числа стран с большим его дефицитом. Поэтому поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности – это одна из самых важных задач экономической политики практически каждого государства.

 Расходы государственного  бюджета – это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач местного и государственного самоуправления. Бюджет - финансовая категория, важная составляющая государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена сущностью общественно-политического строя страны. Бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах вне зависимости от общественно-экономических формаций.

Такие термины, как дефицит  и профицит, появляются в связи  с несбалансированностью бюджета. Профицит – это превышение доходов над расходами, дефицит – обратное понятие, подразумевающее превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является одним из важнейших вопросов в экономике страны. Поэтому, несомненно, важны методы его урегулирования.

Для Российской Федерации  характерен подход балансирования бюджета  в среднесрочной перспективе. В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, за счет средств которого правительство  планировало покрывать дефицит  бюджета в периоды спада экономики. Его создание было связано с тем, что до 2009 г. доходы государственного бюджета превышали расходы, то есть существовал профицит бюджета, и Стабилизационный фонд стал своего рода специальным финансовым резервом страны

Стабилизационный фонд был частью системы в формировании дохода государственного бюджета России. Порядок управления Фондом осуществлялся Правительством РФ, а непосредственно управление средствами велось Министерством финансов Российской Федерации. После начала кризиса, в 2008 году, сложилась экономическая ситуация, заключавшаяся в том, что средств, зачисляемых в Фонд, стало недостаточно для обеспечения бюджетной стабильности. Вследствие этого Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда была потрачена на покрытие дефицита бюджета. В 2010-2012гг. увеличивается часть государственных заимствований в финансировании дефицита государственного бюджета для сохранения бюджетных резервов. В 2009г. до 1 января 2013г. была приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем других источников финансирования дефицита государственного бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. Начиная с 2010г. страна находится на рынке внешних заимствований. Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета объем других источников финансирования дефицита госбюджета составил в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году – 2,7% к ВВП, в 2012 году – 1,6 % к ВВП.

Для покрытия дефицита бюджета используются внешние и внутренние заимствования, однако помимо них в РФ вводятся изменения в налоговое законодательство. В 2010г. ЕСН заменили на страховые взносы в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. С 2011г. ставки взносов повысились с 26 до 34%. С 2015г. планируется отмена всех льгот, все страхователи будут уплачивать взносы по равным ставкам. В результате должна увеличиться доля поступлений в Пенсионный фонд.

Одним из возможных долгосрочных источников стабилизации доходов бюджета  правительство РФ считает Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В результате образования единого таможенного пространства будет стимулироваться развитие экономики России и других стран в составе союза, что будет обеспечивать рост ВВП и доходы государственного бюджета РФ.

Соблюдение сбалансированности бюджета - трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном  уровне. Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить  остатки средств. Доходная часть  бюджета должна в основном стать  социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность.

Для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот. Немаловажным является развитие науки и техники для ускорения роста экономики. Это в свою очередь приведет к переходу от экспорта сырья к экспорту высокотехнологичного оборудования. Но самое важное – это правильный план вложения средств таким образом, чтобы они приносили прибыль.

Все затраты, связанные  с реформированием системы, будут  покрыты тем, что в результате них начнется экономический рост и развитие технологий и производства. Это, в свою очередь, и станет источником доходной части бюджета.

 

 

 

Заключение

 

 

В реферате были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи - рассмотреть понятие государственного бюджета и его структуру; раскрыть функции государственного бюджета; определить современные проблемы регулирования в России; описать проблемы сбалансированности государственного бюджета РФ.

В результате написания реферата были сделаны следующие выводы:

 

1 Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2 Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная и контрольная.

3 Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами.

Одним из главных элементов, через которые могут взаимодействовать  субъекты управления, являются бюджетные  отношения. Поэтому проблемы бюджетного выравнивания все чаще становятся объектом пристального внимания.

4 Проблемы бюджетного регулирования можно разделить на две основные группы: к первой группе проблем относятся те из них, которые определяются федеративным устройством страны. Вторая группа проблем сегодняшнего бюджетного устройства - собственно финансовая проблема, которая непосредственно вытекает из первой.

5 Государственный бюджет должен быть максимально сбалансирован по расходам и доходам. Проблеме сбалансированности и дефицитности бюджета огромное внимание уделяют экономические науки, так как сейчас наблюдается увеличение числа стран с большим его дефицитом. Поэтому поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности – это одна из самых важных задач экономической политики практически каждого государства.

6 Соблюдение сбалансированности бюджета - трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном уровне. Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Добрынин А.И. Экономическая теория: учебник для вузов / А.И. Добрынин; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС – Питер, 2004. – 401 с.

2Липсицин И.В. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсицин; М.: Омега-Л, 2006. – с.492.

3 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / П.И. Вахрин; Дашков и Ко, 2002. – 342 с.

4 Евграшин А.И. Из практики индикативного планирования / А.И. Евграшин /Социально-экономическое развитие РФ: Рос. эконом, журнал / А.И. Евграшин– М., 1998. – № 2. – С. 84– 87.

5 Едронова, В.Н. Проблема сбалансированности государственного бюджета / В.Н. Едронова // Дайджест-финансы – 2010. – № 1 – С. 75 – 80.

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет:понятие,структура, функции