Государственный бюджет:понятие,структура, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – это
1) смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств,
2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Государственныйбюджет:понятие,структура, функции…………. 4
Понятие и структура государственного бюджета…………………. 4
Функции государственного бюджета……………………………….. 5
2Проблемыбюджетногорегулированияисбалансированности государственного бюджета РФ………………………………………. 7
2.1 Современные проблемы бюджетного регулирования в России…... 7
2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета РФ….. 8
Заключение………………………………………………………….......... 10
Список использованных источников………………………………........ 11

Файлы: 1 файл

Министерство образования республики Беларусь.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..   3

1 Государственныйбюджет:понятие,структура, функции………….     4

    1. Понятие и структура государственного бюджета………………….  4
    2. Функции государственного бюджета………………………………..   5

2Проблемыбюджетногорегулированияисбалансированности государственного бюджета РФ……………………………………….    7

2.1 Современные проблемы бюджетного регулирования в России…...   7

2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета РФ…..    8

Заключение…………………………………………………………..........    10

Список использованных источников………………………………........   11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Государственный бюджет – это

1) смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств,

2) финансовый план  государства, имеющий статус закона  на соответствующий финансовый  год.

Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства. Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов  и расходов, связанных только с государственным управлением. Гласность и открытость бюджета, да и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов.

В течение 20 в. в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета - это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Реферат по данной теме актуален для меня, потому что знание государственного бюджета и его содержания важно для моей будущей профессии.

Целью реферата является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Объектом реферата является государственный бюджет.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

- рассмотрение понятия государственного бюджета и его структуры;

- раскрытие функций государственного бюджета;

-определение современных проблем бюджетного регулирования в России

- описание проблемы сбалансированности государственного бюджета РФ.

 

 

 

 

 

1 Государственный бюджет: понятие, структура, функции

 

1.1 Понятие и структура государственного бюджета

 

 

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей [А.И. Добрынин, 401с.]. А вот И.В.Липсиц дает в своем пособие более простую трактовку бюджета: это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти [И.В. Липсиц, 491с.].

Построение бюджета  основано на соблюдении определённых принципов:

  1. Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2 Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3 Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4 Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает,откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики.Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Структура доходов и  расходов каждого уровня позволяет  судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, другие важные моменты.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

 

 

1.2 Функции  государственного бюджета

 

 

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция  государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов  бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджетный контроль преследует три основные цели:

-мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;

-соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

-повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция  бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП,  которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием  и использованием фонда денежных  средств.

Через государственный  бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы  бюджетного регулирования и сбалансированности    

государственного бюджета РФ

 

 

2.1 Современные проблемы  бюджетного регулирования в России

 

 

Переход государства  к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы  управления всеми экономическими процессами, и, прежде всего процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Одним из главных элементов, через которые могут взаимодействовать субъекты управления, являются бюджетные отношения. Поэтому проблемы бюджетного выравнивания все чаще становятся объектом пристального внимания не только в теоретических разработках экономистов, но и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

Проблема совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  включает в себя важнейшие вопросы  современного бюджетного механизма, основными из которых являются проблемы бюджетного регулирования.

Эти проблемы логично  разделить на две основные группы. К первой группе проблем относятся те из них, которые определяются федеративным устройством страны - вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, учитывая вековой опыт ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального, так и местных бюджетов.

Вторая группа проблем  сегодняшнего бюджетного устройства - собственно финансовая проблема, которая  непосредственно вытекает из первой. Повышение доходности бюджета и  оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблема сбалансированности государственного бюджета

Российской  Федерации

 

 

Принцип сбалансированности государственного бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ. Этот принцип даже при дефиците бюджета позволяет достичь баланса между величиной поступлений и величиной расходов. Если это принцип не соблюдается, то нет и равновесия. Актуальность данной темы обуславливается тем, что государственный бюджет должен быть максимально сбалансирован по расходам и доходам.

Информация о работе Государственный бюджет:понятие,структура, функции