План
Введение………………………………………………………………………..3
Глава №
I. Государственный долг и его виды……………………………5
§1 Понятие и причины возникновения
государственного долга …………..5
§2 Виды государственного долга………………………………………………6
Глава № II. Управление
государственным долгом……………………….10
Глава № III Государственный
долг КР………………………………….....12
§1 Причины возникновения государственного
долга КР……………………12
§2 Последние события ……………………………………………………..…..19
§3 Показатели государственного
долга КР……………………………………20
§4 Управление государственным
долгом КР…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……….…………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью
экономической политики. Одним из наиболее
важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовый механизм
– финансовая система общества, главным
звеном которой является государственный
бюджет. Именно посредством финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций. В связи
с такой глобальной значимостью для процветания
любого государства его «сбалансированного»
государственного бюджета, следует внимательно
изучить все проблемы возникающие при
его формировании, в частности дефицит
государственного бюджета. Среди расходов
государственного бюджета особое место
занимают затраты по текущему обслуживанию государственного
внутреннего и внешнего долга. Он возникает
при использовании государственного кредита
для покрытия бюджетного дефицита (его
появление связано с превышением бюджетных
расходов над доходами).
Действительно, непогашенный
государственный долг является одним
из препятствий для нормального экономического
развития, особенно для нашей страны, что
требует самого пристального внимания
к этой экономической категории. В проблеме
государственного долга можно выделить
следующие основные аспекты: структура
и динамика государственного долга; механизм
управления, обслуживания и реструктуризации
долга; влияние государственного долга
на развитие экономики страны.
Учитывая нынешнее печальное
состояние нашей Кыргызской Республики,
можно сказать что наше будущее поколение
еще не родившись уже потенциальные должники.
Подавляющее число стран испытывает
недостаток собственных ресурсов для
осуществления внутренних вложений, покрытия
дефицита государственного бюджета, проведения
социально-экономических преобразований
и выполнения долговых обязательств по
внешним заимствованиям. Кто-то является
больше кредитором, чем заемщиком, кто-то
наоборот. Но практически во всех этих
странах сложилась долговая экономическая
система
Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой глобальной
экономики и носит системный характер.
На приток и отток капиталов, как правило,
влияют финансовые условия в ведущих промышленно
развитых странах мира, то есть внешний
фактор. Однако особенности новой ситуации
должным образом не учитываются в связи
с чрезмерной верой в рынок как таковой. К примеру,
значительное влияние на приток и отток
инвесторов оказывает "стадный инстинкт".
Внезапное изъятие капитала и массированная
атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это оказывало влияние и на
объемы торговли. Управление государственным
долгом является одним из наиболее важных
элементов государственной политики.
В ходе реализации политики
в области управления государственным
долгом правительство использует такие
показатели, как объем совокупного государственного
долга, объем внешнего государственного
долга, объем внутреннего государственного
долга, темп роста государственного долга,
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых
из бюджета на обслуживание государственного
долга, соотношение государственного
долга и ВВП и др.
Актуальность данной темы обусловлена
тем, что в настоящее время проблема государственного
долга это ключ к макроэкономической стабилизации
в стране. От их решения зависят состояние
государственного бюджета, золотовалютных
резервов, стабильность национальной
валюты, уровень процентных ставок, инфляции,
инвестиционный климат.
Цель работы – исследовать
полностью государственный долг, при необходимости
вывести последствия и сделать определенные
выводы.
Задачами написания курсовой
работы является:
1)Изучение сущности и значения
государственного долга
2) Изучить теорию и причины
возникновения государственного долга
3) Последствия
Сделать выводы по данной теме
Глава № I. Государственный
долг и его виды
§1. Понятие и причины
возникновения государственного долга
Государственный долг – сумма задолженности государства
кредиторам. Государственный долг – это
и задолженность государства по кредитным
операциям, обязательства государства
относительно внутренних и внешних займов,
которые остаются после отчисления погашенной
их части, сумма накопленных за предыдущие
годы дефицитов государственного бюджета
минус его положительное сальдо.
Государственный долг возникает
ввиду отсутствия у государства средств,
необходимых для выполнения его функций.
Поэтому оно вынуждено мобилизовать дополнительные
средства для покрытия своих расходов.
Увеличение государственного долга –
источник финансирования правительственных
программ.
Между бюджетным дефицитом
и государственным долгом существует
прямая зависимость. Государственные
займы – главный экономически оправданный
источник покрытия бюджетных дефицитов.
Часто в качестве синонима термина
«государственный долг» употребляется
понятие «национальный долг». Иногда значения
этих терминов (например в Великобритании)
совпадают, однако в большинстве случаев
это разные понятия: национальный долг
(«долг страны») может включать сумму задолженности
государства (т.е. долги министерства финансов
и государственных учреждений) и долги
региональных правительств и местных
властей, а также частных корпораций и
физических лиц и других; поэтому в случаях,
когда употребляется термин «национальный
долг», необходимо уточнять конкретный
состав включаемых в него видов задолженности.
Государственный долг тесно
связан с понятием «государственный
кредит»
Причинами возникновения
государственного долга является ведение войн, милитаризация
страны, чрезмерное расширение экономических
функций государства. Подготовка и ведение
военных действий в течение длительного
времени были основным фактором появления
государственного долга в XX ст., особенно
в его второй половине, к этому добавилась
милитаризация экономики. Вторые полвека
(до начала 90-х гг.) прошло под знаком «холодной
войны», которая поглотила огромные средства,
которые значительно превышали финансовые
возможности государств. Так, объем государственного
долга США во время Второй мировой войны
вырос более чем в 5 раз, а с 1940 г. по 1988 г.
– почти в 50 раз. Еще одной причиной роста
государственного долга стало практиковавшееся
с 30-х гг. XX в. активное государственное
регулирование экономики, особенно проведение
антициклической политики и финансирование
социальных программ. Циклические экономические
спады сопровождаются, с одной стороны,
сокращением налоговых поступлений, а
с другой – ростом выплат в случае безработицы,
на поддержку малообеспеченных слоев
населения, доходы которых в настоящее
время снижаются. Так, за 1929-39 гг., на которые
приходятся кризисы 1929-33 гг. и 1937-38 гг.,
государственный долг США вырос с 16,5 млрд.
долл. до 40,4 млрд., то есть больше чем в
два раза. Росту задолженности с определенной
степени способствовала кейнсианская
теория, которая рекомендует дефицитное
финансирование как средство стимулирования
экономического роста. В настоящее время
подавляющее большинство государств мира
имеют государственный долг из-за хронической
дефицитности государственных финансов.
Размеры государственного долга
определяются как в абсолютных, так и в
относительных показателях, причем относительные
показатели исчисляются в процентах к
ВНП, ВВП. Государственная внутренняя
задолженность развитых стран колеблется
в пределах 20-70% ВНП и демонстрирует тенденцию
к росту. Если в 1929 г. государственный долг
США составлял 10%, в 1980 г. – 33%, то в 1996 г.
– почти 64% ВНП. Чистый государственный
долг Японии в 1996 г. составил 96,2% от ВВП,
62,5% - в Германии, 120,5% – в Италии.
§2 Виды государственного
долга
Государственный долг в зависимости
от рынка его размещения и от получаемой
валюты делится на внутренний и внешний/
Внешний государственный
долг - это составная часть государственного
долга по внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-нерезидентами.
Наличие внешнего долга у страны является
нормальной мировой практикой. Однако
существуют границы, за пределами которых
увеличение государственного внешнего
долга становится опасным. Масштабное
привлечение займов может привести страну
к зависимости от кредиторов. Для относительной
характеристики величины государственного
долга в мировой практике используются
специальные показатели – относительные
параметры внешнего долга. Они включают
отношение долговых платежей (по погашению
и обслуживанию долга) к экспорту товаров
и услуг. По классификации Международного
банка реконструкции и развития низким
уровнем внешней задолженности считается
отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%.
Другими показателями также являются:
1. отношение валового внешнего
долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная
задолженность);
2. отношение валового внешнего
долга к экспорту товаров и нефакторных
услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
3. отношение платежей вознаграждения
к к экспорту товаров и нефакторных услуг
(менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие внешнего долга
предполагает, что передачу части созданного
продукта за пределы страны. Рост внешнего
долга снижает международный авторитет
страны и подрывает доверие населения
к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего
долга, как правило, являются:
другие государства; международные финансовые организации
(такие как Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития
и др.); Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный
долг - это составная часть государственного
долга по внутренним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не является
исключением в экономике, а скорее – правилом.
Экономически развитые страны, как правило,
имеют значительный государственный внутренний
долг. Однако значительна разница в причинах,
способах образования и особенностях
функционирования этого вида долга. Государственный
долг и вызвавшие его дефициты могут быть
тщательно продуманными и спланированными
факторами стабилизации экономики и ее
развития.
Внутренний государственный
долг рассматривается как «заем нации
сам себе» и не влияет на общие размеры
совокупного богатства нации. Определенные
отрицательные последствия по его управлению
перекрываются положительными эффектами
от мобилизации дополнительных финансовых
ресурсов в инвестиции или развитие экономики
страны. Однако присутствует и ряд отрицательных
последствие наличия внутреннего государственного
долга:
погашение задолженности производится
за счет бюджетных средств, т.е. за счет
налогоплательщиков: таким образом происходит
переток доходов к владельцам государственных
ценных бумаг, как правило, состоятельным
слоям общества;
для уменьшения долга государство
может увеличивать налоги, что может привести
к макроэкономическим последствиям, таким
как уменьшение инвестиций.
действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных предпринимателей.
Т.е. выход государства на ссудный рынок
усиливает конкуренцию на денежном рынке,
что в свою очередь приводит к увеличению
процентных ставок на денежный капитал.
Это лишает частный сектор какой-то части
инвестиций и соответственно «тормозит»
экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего
долга, как правило, являются:
1.население;
2.корпорации;
3.банки;
4.другие финансовые и кредитные
учреждения.
Размещение долга обычно
означает продажу различных ценных бумаг
внутри страны или за её пределами. Сумма
долга формируется из средств, получаемых
государством или его ведомствами от покупателей
ценных бумаг при первоначальной их продаже
(на «первичном» рынке) или в дальнейшем
при реструктуризации долга и других операциях.
Бумаги внутреннего долга могут быть проданы
частным лицам, предприятиям, фирмам, государственным
организациям, банкам и т.п.
Государственные бумаги по
внешним займам могут купить (держать)
правительства или государственные и
частные банки других стран и т.п. Доля
внешней задолженности в общей сумме государственного
долга обычно составляет значительно
менее половины, иногда внешняя задолженность
может вообще отсутствовать.
Помимо размещения прямых займов
государство может также выступать в качестве
гаранта займов для национализированных
и других предприятий, для экспортных
и других операций с целью поддержки или
стимулирования работы отдельных предприятий
и отраслей, необходимых для нормального
хозяйственного развития страны, для поддержания
национальной экономической безопасности
и для иных нужд. При этом государство
берёт на себя риск неплатежа основной
суммы и процентов по долгу; государственная
гарантия считается на кредитном рынке
первоклассным обеспечением, она может
рассматриваться как разновидность скрытого,
или потенциального, государственного
долга.
Государственные займы, особенно
в странах с нестабильной финансовой системой,
могут быть не только денежными, но и натуральными,
например, сахарными, хлебными; их использование
встречается редко, погашение производится
или в натуральной форме, или по рыночной
цене сахара или хлеба, изменившейся с
момента размещения займа иногда во много
раз. Таким способом средства займа гарантируются
от обесценения в условиях быстрой инфляции.
Государственные займы делятся
также на процентные и лотерейные.
Держатели процентных займов
получают по своим бумагам (напр., облигациям)
ежегодный твёрдый доход по фиксированной
ставке.
Держатели лотерейных («выигрышных»)
займов получают всю сумму дохода по облигации,
иногда намного превышающую её номинальную
стоимость, в том случае, если она «выигрывает»
в ходе специальных, регулярных розыгрышных
тиражей; однако выигрыш выплачивается
только на «выигрышную» часть облигаций,
остальные могут длительное время не приносить
никакого дохода.
Чаще всего используются процентные,
ценные бумаги государственных займов
– держателю они дают меньший, но гарантированный
доход, а государству выгоднее платить
заранее обусловленную сумму в точно известное
время.
Принято различать текущий и капитальный государственный
долг.