Государственный долг Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От их решения зависят состояние государственного бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Цель работы – исследовать полностью государственный долг, при необходимости вывести последствия и сделать определенные выводы. Задачами написания курсовой работы является:
1)Изучение сущности и значения государственного долга
2) Изучить теорию и причины возникновения государственного долга
3) Последствия

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава № I. Государственный долг и его виды……………………………5
§1 Понятие и причины возникновения государственного долга …………..5
§2 Виды государственного долга………………………………………………6
Глава № II. Управление государственным долгом……………………….10
Глава № III Государственный долг КР………………………………….....12
§1 Причины возникновения государственного долга КР……………………12
§2 Последние события ……………………………………………………..…..19
§3 Показатели государственного долга КР……………………………………20
§4 Управление государственным долгом КР…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……….…………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая Эка.docx

— 74.30 Кб (Скачать файл)

Срок платежа по текущему долгу наступает обычно в текущем или в следующем финансовом (бюджетном) году.

К капитальному долгу относится та часть государственного долга, по которой срок платежа ещё не наступил и не наступит в ближайшем будущем.

 

 

 

 

 

 

Глава № II. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава № III Государственный долг КР

§1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан

Начала истории внешнего долга Кыргызстана уходит далеко в первую половину 90-х годов. Тогда первые 100 миллионов долларов составили основу долговой корзины молодого, суверенного Кыргызстана. Это последовало вслед за тем, как самостоятельная республика, после распада Советского Союза, раз и навсегда лишилась возможности получать дотации из Центра. С того самого момента началась история нашего внешнего государственного долга. Деньги, которых никто не занимал, оказались в долговой корзине. Долги Кыргызстана перед уже Российской Федерацией на сегодняшний день достигают 170 миллионов долларов США. И надо сказать, что такой оказалась цена независимости страны, и тем самым была открыта дорога для внешних заимствований, которые руководство страны должно было направить на развитие новой страны.

 
С приобретением независимости наша республика начала решительные шаги в проведении реформ и преобразований, которые стали основой для перехода к рыночной экономике. На начальном этапе, реформы сопровождались крайне негативными событиями - прекращение финансовых дотаций из союзного бюджета, которые до 1991 года составляли 11 процентов ВВП[1], распад межгосударственной системы разделения труда, разрыв хозяйственных связей между предприятиями. Неизбежными последствиями протекавших в тот период процессов стали резкий спад производства, снижение уровня жизни населения, рост безработицы, высокий уровень миграции. 
За 15 лет  валовой внешний долг Кыргызской Республики возрос с 36,41 млн. долл. США до 1562,6 млн. долл. США, т.е. почти в 50 раз.  
Для того чтобы подготовить экономику к уровню, при котором она способна эффективно реализовывать огромные потоки инвестиций, необходимо было создать соответствующие условия для нормального функционирования рыночных механизмов. Такое создание условий было возможно только посредством серии широкомасштабных структурных реформ, включая приватизацию, реформы в сельском хозяйстве, финансовом секторе, правовой и регулятивной сфере и др. Такое структурное реформирование финансировалось кредитами и займами, предоставленными рядом международных кредитно-финансовых организаций: МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития  и странами-донорами (Япония, Германия).  
На этапе  с 1995-1998 год, когда  Кыргызская Республика переживала острый экономический кризис, в период  болезненного процесса перехода на рыночные  условия хозяйствования, вопрос стоял о выживании экономики. Иностранные займы были направлены, в основном, для того, чтобы поддержать критический уровень импорта и покрыть дефицит бюджета. В связи с внешними шоками стал быстро аккумулироваться внешний долг. В результате чего долг вырос от 36% к ВВG в 1998 году, и до более чем 132% в 2003. В конце 2004 года коэффициент долга к ВВП был равен 125%, в то время как коэффициент долга к экспорту – 211,5%. В этот же период обслуживание долга к доходам бюджета достигло 27,9%, ставя под угрозу способность Кыргыской Республики в полной мере обслуживать свои обязательства. К примеру, доля финансирования дефицита бюджета из внешних источников за период 1995-2003 гг. значительно возросла, составив в 2003 году 100 % по сравнению с 1995, когда эта доля составляла 32 %      
Внешний долг. Поскольку Россия взяла на себя долю Кыргызстана во внешней задолженности бывшего Советского Союза и в обязательствах по её обслуживанию, Кыргызстан к концу 1992 практически не имел задолженности в конвертируемой валюте. Большинство кредитных соглашений, заключённых в 1992, в т. ч. соглашения с Евросоюзом и Турцией, оставались по существу нереализованными. На 3 ноября 2000 объём подписанных Правительством Кыргызской Республики иностранных кредитов составил 1856,35 млн. долларов США, в т.ч. из стран СНГ —257,46 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья и международных финансовых организаций —1598,89 млн. долларов США. Из них фактически получено 1362,21 млн. долларов США. За 1992—2000 были сделаны выплаты в сумме 208,17 млн. долларов США, в т. ч. по основной сумме — 110,09 млн. долларов США (по кредитам Узбекистана, Швейцарии, Китая, Турции, Исламского банка развития, Германии), по процентам — 98,08 млн. долларов США.  
Иностранные займы и кредиты привлекались республикой за годы реформ для реализации следующих целей, взаимосвязанных между собой: поддержка национальной валюты и платёжного баланса; финансирование критического импорта государственного сектора и дефицита государственного бюджета; структурные преобразования, реализация мероприятий экономических реформ во всех секторах экономики; рационализация, развитие и усиление системы социальной защиты и системы здравоохранения; инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих и создание в республике новых эффективных производств.  
Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 3%).  
Крупными кредиторами Кыргызстана являются Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Европейский банк развития и реконструкции, правительства Японии, Турции и Германии. Их кредиты составляют 93% всей предоставленной помощи Кыргызской Республике, в т. ч. 54% предоставили Всемирный банк и Международный валютный фонд. Кредиты, полученные по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда, являются самыми дешёвыми (от 0,5% до 0,75% годовых на 30—40 лет с льготными периодом в 10 лет). Эти кредиты направлены на структурные изменения в экономике, поддержку национальной валюты и платёжного баланса. Все крупные кредиты получены под гарантию правительства Кыргызской Республики.  

 

 
Структура государственного внешнего долга Кыргызской Республики на 29.02.2008 г.


 
КРЕДИТОР

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
               2 008   

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
ДВУСТОРОННИЕ ЛЬГОТНЫЕ

 
338 395

 
314 016

 
334 186

 
356 207

 
380 672

 
Экспортно-Импортный Банк Китая

 
13 633

 
13 935

 
14 402

 
8 560

 
8 790

 
Натексис Банк (Франция)

 
5 684

 
5 026

 
5 700

 
6 460

 
6 656

 
Японский Банк Международного Сотрудничества

 
248 185

 
225 245

 
227 763

 
238 495

 
259 356

 
Банк КфВ (Германия)

 
38 817

 
37 426

 
52 085

 
67 716

 
70 834

 
Экспортно-Импортный Банк Кореи

 
16 505

 
16 770

 
18 394

 
18 211

 
18 265

 
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития

 
15 571

 
15 614

 
15 842

 
16 765

 
16 771

 
 

 
         

 
ДВУСТОРОННИЕ НЕ ЛЬГОТНЫЕ

 
262 034

 
260 841

 
261 666

 
263 382

 
263 675

 
ДАНИДА (Дания)

 
5 885

 
3 002

 
3 152

 
3 274

 
3 274

 
Гермес Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт (Германия)

 
6 715

 
4 207

 
9 111

 
9 668

 
9 961

 
Индия

 
1 024

 
1 024

 
1 024

 
1 024

 
1 024

 
Казахстан

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Пакистан

 
9 214

 
9 214

 
-

 
-

 
-

 
Туркменистан

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Россия

 
181 817

 
186 015

 
188 859

 
191 514

 
191 514

 
Экспортно-Кредитный Банк Турции

 
46 267

 
46 267

 
48 408

 
49 321

 
49 321

 
Узбекистан

 
11 112

 
11 112

 
11 112

 
8 581

 
8 581

 
 

 
         

 
МНОГОСТОРОННИЕ ЛЬГОТНЫЕ

 
1 306 740

 
1 279 646

 
1 365 318

 
1 444 937

 
1 474 368

 
Международный Валютный Фонд

 
206 936

 
205 553

 
165 365

 
149 830

 
148 315

 
ОПЕК Фонд Международного Развития

 
6 820

 
6 480

 
5 605

 
4 928

 
4 681

 
Азиатский Банк Развития

 
477 165

 
466 877

 
532 509

 
583 475

 
597 216

 
Международная Ассоциация Развития (Всемирный Банк)

 
574 220

 
558 275

 
612 042

 
656 528

 
668 281

 
Исламский Банк Развития

 
25 493

 
27 486

 
33 108

 
32 545

 
37 824

 
Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития

 
9 223

 
9 014

 
10 034

 
10 267

 
10 464

 
Северный Фонд Развития

 
6 883

 
5 961

 
6 655

 
7 364

 
7 587

 
 

 
         

 
МНОГОСТОРОННИЕ НЕ ЛЬГОТНЫЕ

 
3 740

 
3 060

 
2 380

 
1 700

 
1 700

 
Центрально Азиатский Банк Сотрудничества и Развития

 
-

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Европейский Банк Реконструкции и Развития

 
3 740

 
3 060

 
2 380

 
1 700

 
1 700

 
 

 
         

 
УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА **

 
38 510

 
24 667

 
16 592

 
10 374

 
10 874

 
Стандард Банк Лондон Лимитед 1

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
Европейский Банк Реконструкции и Развития 2

 
33 486

 
24 667

 
16 592

 
10 374

 
10 874

 
Объединенный Банк Швейцарии 3

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
Банк Гезельшафт Берлин (Германия) 4

 
5 024

 
-

 
-

 
-

 
-

 
Казкоммерцбанк (Казахстан) 5

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
Хехст Шеринг АгрЭво ГмбХ 6

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
Гузелиш Порселен Санайи ве Тижарет А.Ш. 7

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
Марубени Дойчланд ГмбХ 8

 
-

 
-

 
-

 
-

 

 
 

 
         

 
ИТОГО:

 
1 949 419

 
1 882 230

 
1 980 142

 
2 076 600

 
2 131 289


 

 
Как видно на предоставленной таблице внешний долг страны за 2005 год понизился на 3,5 % относительно 2004г. 
 

 

 

Последующие годы внешний долг увеличивается относительно предыдущего:  
 
·                   2006 г. – на 5,2%  
 
·                   2007г. – на 4,8% 
 
·                   2008г. – на 2,6% 
 
·                   2009г. – на 2,3% 
Темпы роста внешнего долга КР (USD) 
 
 
 
   Внутренний долг. Все государственные ценные бумаги составляют большую долю внутреннего долга. После развала Союза в структуре внутреннего долга Кыргызстана, в основном были займы, облигации, выпущенные ещё в период СССР, которые были в руках населения. С приобретением независимости в состав внутреннего государственного долга стали входить как прямые заимствования Правительства Кыргызской Республики — кредиты, так и заимствования, осуществляемые путём выпуска обязательств Правительства на внутреннем рынке. На 1.1.2000 внутренний долг составил 6484,1 млн. сомов.  
 
Нормативной основой регулирования государственного долга является Закон «О государственном долге Республики Кыргызстан» от 16.04.91 № 415- XI 1. В данном Законе рассматриваются: общие положения, состав государственного долга, инструменты государственного долга, управление государственным долгом, фонд погашения государственного долга.  
 
Выработкой общей политики в области государственного долга занимается Управление государственного долга при Министерстве финансов. Государственные ценные бумаги Кыргызской Республики могут размещаться Национальным банком Кыргызской Республики и его учреждениями через банки, аукционы на основе соглашения с группой банков. Технические операции по размещению, погашению, обслуживанию государственного долга осуществляются Национальным банком Кыргызской Республики. Для решения проблем погашения создаётся Фонд погашения государственного долга в со ставе государственного бюджета республики. Источники создания и исполнения фонда погашения государственного долга Кыргызской Республики определяются Жогорку Кенешем.  
 
С июля 1992 Правительство Кыргызской Республики для покрытия дефицита бюджета привлекает кредиты Национального банка. С 1998 Национальный банк Кыргызской Республики не выдаёт прямых кредитов Правительству. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О реструктуризации долга Правительства Кыргызской Республики перед Национальным банком Кыргызской Республики», реструктуризация основной задолженности по кредитам перед Национальным банком Кыргызской Республики и задолженности, уже переоформленной в государственные ценные бумаги, в сумме 2379,6 млн. сомов произведена путём выпуска облигаций государственную реструктуризированного займа и передачей их Национальному банку Кыргызской Республики. Реструктуризация задолженности Правительства Кыргызской Республики по начисленным процентам произведена путём .выпуска двух простых векселей Правительства Кыргызской Республики на 70 и 30% суммы начисленных процентов, соответственно, на 1445,8 млн. сомов и 619 млн. сомов и передачей их Национальному Банку Кыргызской Республики.  
 
Внутренний долг Кыргызстана оценивается в 8,4 миллиарда сомов 
 
Внутренний долг Кыргызстана по состоянию на 1 октября 2010 года оценивается в 8,4 миллиарда сомов, или $184 миллиона.  
 
Составляющими внутренних задолженностей страны являются долгосрочные и краткосрочные государственные ценные бумаги. Отметим, по долгосрочным ценным бумагам госдолг по состоянию на 1 августа 2010 года превысил 4,73 миллиарда, по краткосрочным - 3,124 миллиарда. Помимо этого государством не были выплачены населению суммы индексации сбережений, то есть разница в связи с ростом потребительских цен, в размере 664,92 миллиона сомов. 
 
§2. Последние события

На 31 мая текущего года государственный долг Кыргызстана составляет более $ 3,1 млрд (145,8 млрд сомов). Сообщает официальный сайт министерства финансов КР в четверг.

Государственный долг КР составляет $3 млрд 107 млн 454 тыс. (145 млрд 848 млн 989 тыс. сомов). Отмечено, что размер внутреннего долга - $282 млн 187 тыс. (13 млрд 244 млн 485 тыс. сомов), внешний - $2 млрд 825 млн 268 тыс. (132 млрд 604 млн 504 тыс. сомов).

Внутренний долг распределяется по следующий статьям: краткосрочные ценные бумаги -  $113 млн 770 тыс. (5 млрд 339 млн 810 тыс.), долгосрочные ценные бумаги - $154 млн 267 тыс. (7 млрд 240 млн 551 тыс. сомов), индексация сбережений населения - $14 млн 150 тыс. (664 млн 124 тыс.).

Структуру внешнего долга составляют: двусторонние льготные кредиты - $1 млрд 85 млн 347 тыс.  (50 млрд 940 млн 998 тыс. сомов), двусторонние нельготные кредиты - $249 млн 567 тыс.(11 млрд 713 млн 477 тыс. сомов), многосторонние льготные кредиты - $1 млрд 473 млн 456 тыс. (69 млрд 156 млн 952 тыс. сомов), многосторонние нельготные кредиты - $16 млн 617 тыс. (779 млн 916 тыс. сомов) и условные обязательства  в размере $280 тыс. (13 млн 161 тыс. сомов).

Для расчетов использовался официальный курс НБКР: $1 = 46,9352 сом на 31 мая 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Показатели государственного долга Кыргызской Республики


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4.Управление государственным долгом Республики Кыргызстан

Что же происходит, когда страна оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по обслуживанию внешнего долга? И почему это происходит? 
 
Проведение неадекватной внутренней экономической и финансовой политики приводит к образованию непосильной внешней задолженности, что в сочетании с общим ухудшением условий торговли и ростом процентных ставок привело к тому, что все большее число стран оказывается не в состоянии выполнять свои долговые обязательства. В странах с переходной экономикой эти проблемы связаны со спадом производства и политической нестабильностью. 
 

При таких обстоятельствах страна должна достичь договоренности о смягчении условий погашения задолженности. Этот процесс называется реструктуризацией долгов. 
 
Реструктуризация- это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, и о внесении таких платежей по новому графику. 
 
Стремясь избежать многочисленных двусторонних переговоров между государством-должником и его различными кредиторами, последние создали переоформления задолженности на многосторонней основе. В этом разделе речь, как раз, и пойдет о реорганизации долга, его целях, процедурах и учреждениях, занимающихся реструктуризацией долга. 
 
Реструктуризация долга имеет следующие краткосрочные цели: 
 
·        Разрешать кризис в области ликвидности путем: 
 
ü     - отсрочки или рефинансирования наиболее срочных долговых обязательств; 
 
ü     - распространения платежей (сведенных воедино на срок в несколько лет); 
 
·        Предоставлять новые кредиты с целью: 
 
ü     -облегчить кризисную ситуацию с ликвидностью; 
 
ü     - финансировать импорт, необходимый для произведения товаров на экспорт, что даст возможность получать иностранную валюту. 
 
Долгосрочными целями реструктуризации долга являются: 
 
1.Воздержание от создания кризисной ситуации с ликвидностью; 
 
2 .Смягчение и, в конечном итоге, ликвидация кризисной ситуации; 
 
3.Воссоздание атмосферы, в которой государство может нормально работать в условиях международных кредитных рынков. 
 
Кредиторы и должники пересматривают долги на межправительственном уровне. Составляются межправительственные соглашения, в соответствии с которыми устанавливаются новые сроки погашения. Однако на международном рынке есть специальные учреждения, занимающиеся  реорганизацией долга. Именно к таким организациям и относятся Парижский и Лондонский клубы, которые мы рассмотрим подробнее. 
 
Парижский и Лондонский клубы - два основных органа реструктуризации суверенного долга. В целом Парижский клуб пересматривает сроки погашения официальным кредиторам, в то время как Лондонский клуб - коммерческим банкам.  

Информация о работе Государственный долг Кыргызстана