Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:21, курсовая работа
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
Введение 2
1. Теоретическая основа управления государственным долгом 4
1.1 Цели и задачи системы управления государственным долгом
1.2 Внутренний государственный долг 12
1.3 Внешний государственный долг 15
2. Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 20
2.1 Проблемы и противоречия государственного долга 27
2.2 Пути выхода из государственного долга 30
2.3 Международный опыт управления государственным долгом 34
Заключение 43
Список литературы 44
В первую очередь предлагается рассмотреть
подходы к определению государс
Затем необходимо изучить нормативную и законодательную базу по вопросам государственного долга, проанализировать элементы, которые должны быть в нее включены с тем, чтобы обеспечить последовательное и эффективное управление государственным долгом.
Управление государственным
В мировой практике существуют различные варианты распределения функций в управлении долгом, однако в любом случае установленная структура должна четко определить функции каждого субъекта, координацию между ними и требуемый порядок обмена информацией для принятия решений и определения лимита всех обязательств, в том числе неявных (потенциальных). Недостаточная ясность в этом вопросе может негативно сказаться на координации действий различных правительственных органов, а также на процессе принятия решений и определения ответственности.
Согласно рекомендациям
- формулирование политики и
стратегии государственного
- четкое определение целей и
направлений использования
- учреждение или федеральное агентство, уполномоченное для получения кредитов от имени государства и организации платежей по полученным долгам;
- субъект, ответственный за
- субъект, уполномоченный на
подписание долговых
- субъект, ответственный за
- случаи и условия, при которых правительство может выступать в качестве гаранта;
- обязанности в отношении
Для оценки методов управления государственным долгом в соответствии с рекомендациями ИНТОСАИ предлагается обращать внимание на следующие основные моменты:
- правительством должна быть составлена долговая стратегия прежде, чем возникнет обязательство;
- сложившаяся структура долга
в валютах, сроках и
- процесс управления долгом должен включать в себя оценку риска, направленную на гарантирование и поддержку принятой стратегии;
- управление долгом должно
- осуществляется надлежащий
В отношении регистрации, учета и контроля долга необходимо, чтобы учет и публикуемые правительством данные удовлетворяли основным качественным критериям, а также существовали механизмы, через которые законодательная власть и общество могут удостовериться в их точности. Кроме того, информация должна быть предметом независимой от исполнительной власти оценки, результатом которой должны быть отчеты о правильности счетов правительства, предназначенные для пользования как законодательной властью, так и общественностью.
Необходим также анализ уязвимости и устойчивости долга страны посредством статических и динамических индикаторов, позволяющих определить, сможет ли правительство обслуживать и погашать свои обязательства не только в существующих условиях, но и при возникновении альтернативных или опасных сценариев. Для этого используются две большие группы индикаторов. Индикаторы первой группы измеряют уязвимость или риск, которые могли бы нарушить долговое состояние в существующих условиях. Индикаторы второй группы измеряют потенциал правительства в случае столкновения с отрицательными непредвиденными обстоятельствами.
Первая группа - это статические индикаторы. Они базируются на данных наблюдения на установленные даты. К статическим индикаторам относятся общие долговые индикаторы, индикаторы внешнего и внутреннего долга, включающие расчеты, графики платежей, чувствительность к процентным ставкам и состав долга в иностранной валюте.
Эти индикаторы соотносят внешний долг, экспорт, общие государственные доходы и ВВП (например, такие индикаторы, как соотношения долг/ВВП, дефицит/ВВП, расходы по обслуживанию долга/ВВП, налоговые доходы/ВВП, доходы/долг, налоговые доходы/долг, уровень роста долга/уровень роста ВВП). Они предназначены для того, чтобы определить развитие долговой ситуации и возможности выплаты долга, а также дают возможность отслеживать ухудшение экономических условий, с которыми правительство или экономика могут столкнуться. Однако их использование ограничено тем, что они обеспечивают информацией на определенную дату.
Вторая группа индикаторов - динамическая - основана на предполагаемых ситуациях.
Определение устойчивости государственного долга ставит целью найти ответ на вопрос, может ли правительство придерживаться тех же расходов и доходов или, если необходимо, провести корректировку для сохранения соотношения уровней долга и ВВП. Индикаторы предназначены для поиска ответов на вопросы: может ли текущая финансовая политика сохраняться без резкого роста государственного долга, и должно ли правительство увеличить налоги или снизить расходы, чтобы избежать тенденции резкого увеличения долга. Такой анализ должен проводиться в различных макроэкономических сценариях. Это предельно важно, так как возможно, что основанные на ожидаемом сценарии расчеты показывают устойчивые тенденции, но изменения какой-либо макроэкономической величины, например уровня роста ВВП или процентных ставок, может привести к такому ухудшению долгового уровня, который может привести к кризису.
Оценка поведения учреждений, ответственных за управление государственным долгом, - также очень важная задача, так как их работа сказывается на экономическом и социальном положении государства. Необходимо проанализировать хронологию деятельности учреждения, связанной с государственным управлением: каким образом оно было создано; задачи, которые оно выполняет в ходе деятельности; пути решения проблем и рисков, с которыми оно сталкивается; применяемые им средства контроля, институциональное управление как часть правительственной структуры.
ИНТОСАИ рекомендует высшим контрольным органам убедиться:
- в том, что компетенция
- в существовании руководства по осуществлению функций, содержащего детальное описание обязанностей и функций ответственных офисов;
- в существовании процедурных
руководств с детальным
- в существовании описания
- в существовании системы учета, позволяющей определить реальную стоимость, связанную с функциями управления долга.
На основании вышеупомянутой оценки могут быть определены сильные и слабые стороны учреждений, ответственных за управление государственным долгом.
В ходе данной работы международные эксперты предлагают уделять внимание так называемой оценке административной стоимости. Для такой оценки рассчитывается индикатор стоимости, равный отношению суммы расходов, возникших при управлении долгом, к сумме самого долга. Выделяются следующие элементы административных долговых затрат, которые необходимо рассмотреть с целью оценки их обоснованности:
- прямая стоимость, полученная
из человеческих и
- оплата комиссий агентам и учреждениям, ответственным за инвестирование капитала, или связанных с получением кредитов;
- выплаты налогов в странах,
где размещены долговые
- расходы на страхование или гарантии.
Заключительная группа вопросов вытекает из существования обязательства правительства своевременно и систематически сообщать и раскрывать информацию в отношении государственного долга, обязательств и связанных рисков, а также публиковать полные, периодические и своевременные отчеты. Необходимо оценить, являются ли отчеты в отношении управления государственным долгом прозрачными, своевременными и надежными.
По мнению экспертов МВФ и Всемирного банка, прозрачность может повысить качество управления путем повышения ответственности центральных банков, финансовых министерств и других государственных институтов, вовлеченных в процесс управления долгом, а операции можно считать эффективными, если цели и инструменты известны обществу и если власти могут выполнять свои обязательства.
Следует отметить, что комплексный подход к регулированию долга должен предусматривать также надзор за обеспечением своевременного предвидения возможных обязательств и эффективного управления рисками. Контроль в области государственного долга должен заключаться не только в отслеживании долговой ситуации в текущих условиях, но и учитывать возможное ухудшение экономических условий, с которыми правительство и экономика могут столкнуться в случае наступления кризисных ситуаций.
Заключение.
Проблема обслуживания Россией своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Неисполнение, даже частичное, Россией своих обязательств по обслуживанию внешнего долга предопределит сохранение крайне низкого уровня кредитных рейтингов РФ, отдельных регионов и предприятий. При этом уровень прямых иностранных
инвестиций в ближайшем будущем будет незначительным, а портфельные инвестиции будут отсутствовать вовсе. В данном контексте достижение договоренности о частичном списании и/или реструктуризации внешней задолженности РФ должно быть взаимоприемлемым, оставляющим определенные перспективы как для России - с точки зрения возможности обслуживания ею своего долга, причем не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе, так и для внешних кредиторов - с точки зрения перспектив возврата выданных кредитов.
В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Данное утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов
налоговой политики. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. Однако вызывает сомнение возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, прежде всего в силу соответствующих лоббистских противодействий. Особо отметим необходимость проведения гибкой и оперативной налоговой политики в отношении экспортеров, поскольку в условиях быстро меняющейся внешней ценовой конъюнктуры инертная налоговая политика может оказывать обратный эффект (т.е. приводить к падению и экспорта, и налоговых поступлений).
Список литературы:
1. Абалкин Л.И. Еще раз о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2006. № 2.
2. Алферов В.,
Бондарь Т. Структура
3. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 1999 г., стр. 393.
4. Вавилов А.П., Внутренние проблемы внешнего долга\Газета "КоммерсантЪ" №59 6 апреля 2008 года
5. Вавилов А. В неоправданном долгу // Деньги. №17 (270) , 3 мая 2007 года
6. Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсант №59 6 апреля 2008 года
7.Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №
8.Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2007. № 2.
9. Кузьменко А., Митрофанова Э., Назаренко Б. Переоформление задолженности РФ Лондонскому клубу кредиторов в цифрах // Рынок ценных бумаг. - 2005. - №11.
10.Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // Рынок ценных бумаг. - 2006. - № 5.
11. Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ – 2005 г. - № 9 – с. 40-43.
12. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2006 г. – № 8 – с. 19-22.
13.Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2006 г.- № 11.
14. Рынок внутреннего государственного долга в феврале 2007 г. // РЦБ-2007г. – №6 – с. 61-65.
15. Федеральный закон от 24 июня 2007г. N 1983-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов»