Государственный долг: понятие, виды, риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.  
 
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.  
 
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

  • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
  • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
  • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

 
 
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.  
 
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.  
 
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.  
 
По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.  
 
Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.  
 
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

  • ревизия бюджета субъекта РФ;
  • передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  • иные меры.

 
 
В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты РФ и  муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную  долговую книгу РФ.  
 
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

 
 
Быстрый рост государственного внутреннего  долга привел к тому, что расходы  по обслуживанию долга стали превышать  доходы от размещения государственных  ценных бумаг. Поэтому были приняты  меры, которые позволили снизить  эти затраты, а именно:

  • на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
  • начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  • начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

 
 
Расходы по обслуживанию внешнего долга  меньше, чем внутреннего, заимствования  за рубежом в худшем случае обходятся  в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы. 

 

Государственный долг США  превысит максимально допустимую отметку  в 14,29 триллиона долларов США в  срок от 5 апреля до 31 мая 2011 года. Об этом сообщает Agence France-Presse со ссылкой на данные Министерства финансов США.

Верхняя планка госдолга поднимается  в США особым законопроектом. С 1940 года таких законопроектов было одобрено около сотни. Последний раз планка поднималась в 2010 году, когда предельно  допустимый долг был увеличен сразу  на 1,9 триллиона долларов. Эти средства США использовали для финансирования бюджета, а также программ по преодолению  кризиса.

Стоит отметить, что в 2010 году американские чиновники предполагали, что верхняя планка будет достигнута еще раньше. В первом квартале 2011 года изначально планировалось выпустить  государственные облигации на 431 миллиард долларов. Сейчас прогноз  значительно понижен: всего США  продаст ценных бумаг на 237 миллиардов за квартал. При этом на следующей  неделе планируется продажа облигаций  на 72 миллиарда долларов, отмечает Dow Jones.

Госдолг США растет стремительными темпами все последние годы. В 2008 году он впервые превысил отметку  в 10 триллионов долларов, из-за чего остановились "Часы национального долга" (National Debt Clock), расположенные в Манхэттене: на них просто закончились свободные разряды.

По отношению к ВВП  объем госдолга США приближается к ста процентам ВВП. Для сравнения, у Японии этот показатель превышает 200 процентов ВВП, но страна уже несколько  лет находится в тяжелом экономическом  кризисе, который наступил еще до общемирового.

Сейчас Россия занимает восьмое  место среди всех стран мира по объему инвестиций в американские долговые обязательства. Китай, в свою очередь, являлся крупнейшим держателем долгов США и до пересмотра, и, естественно, остался им после него. Правительство Китая инвестирует в долги США часть своих золотовалютных резервов, объем которых составляет около $2,85 трлн.

Интерес инвесторов к долгу США связан с тем, что он считается самым надежным в мире, даже несмотря на то, что Соединенным Штатам приходится занимать все больше и больше.

Ведущие страны Запада оказались  сегодня перед лицом новой  и исключительно трудной социально-экономической  проблемой — гигантским ростом государственной задолженности. Об этом заявил первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Джон Липски, выступая в Пекине на международной конференции «Форум развития Китая». По словам Липски, к 2014 году соотношение государственных долгов к национальным ВВП составит для стран «семерки», за исключением Германии и Канады, 100 процентов и больше. «Уже сегодня госзадолженность ведущих западных стран находится на уровне, не виданном с 1950 года, когда сказались все послевоенные трудности, — заметил он. — Увеличение размера государственного долга происходит в условиях, когда идет процесс старения населения западных стран, что требует новых и крупных ассигнований на здравоохранение и пенсии».

По мнению Липски, проблема крупной государственной задолженности может быть решена в государствах Запада за счет реформы пенсионной системы и системы здравоохранения, а также увеличения налогов при их одновременной оптимизации. Джон Липски отметил, что финансовые и иные государственные стимулы должны сохраняться на протяжении 2010 года.

В Греции гигантский государственный  долг, который власти долгое время  скрывали при содействии международных  банков, привел к коллапсу экономики  страны. Одновременно с экономическим  обвалом резко повысился уровень  социальной нестабильности, в Афинах не прекращаются стычки демонстрантов  с полицией. Первые лица Греции ищут помощи у ведущих стран Евросоюза.

Государственный долг: виды и последствия

Последствия государственного долга

Мнимые последствия.

Во-первых, зададим вопрос: «Может ли крупный государственный  долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять  свои финансовые обязательства?» Ответ: «Ни в коем случае». И тому есть три причины:

- рефинансирование - когда  подходит ежемесячный срок выплаты  части долга, правительство обычно  не сокращает расходы и не  повышает налоги, чтобы погасить  облигации, срок которых истек.  На самом деле правительство  рефинансирует свой долг; оно  продает новые облигации и  использует выручку для выплат  держателям погашаемых облигаций;

- налогообложение - правительство  имеет конституционное право  облагать население налогами  и собирать их. Повышение налогов  для правительства - один из  способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов  и общей суммы государственного  долга.

- создание денег - банкротство государства очень сложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект. Но очень трудно поверить в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок. 

 

Во-вторых, станет ли государственный  долг бременем для будущих поколений? Сначала нужно спросить: «Кто является держателем государственного долга, кому мы должны?» Ответ таков: «В основном мы должны самим себе». Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга  породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т.к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать  бoльшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения 

 

 

 

Реальные проблемы.

Крупный долг действительно  может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства  государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно  представляет собой экономическое  бремя для страны. Эта часть  государственного долга не является "задолженностью самим себе", и  фактически выплата процентов и  основной суммы такого долга требует  передачи части реального продукта страны другим государствам. 

 

Ограничение фискальной политики. Крупный и растущий государственный  долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный  долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер. 

 

Эффект вытеснения и накопления капитала. Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный  долг все же может послужить источником реального экономического бремени  для грядущих поколений, в частности  потому, что под воздействием долга  будущие поколения наследуют  меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика  функционирует на уровне производства при полной занятости и что  бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство  увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами госсектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В экономике, достигшей  полной занятости, увеличение государственных  расходов смещает экономику вдоль  кривой по направлению к оси товаров  госсектора, что означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе  производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме  более низкого уровня жизни ляжет  на плечи нынешнего поколения, поскольку  не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер "национальной фабрики", которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего  поколения. Но детям и внукам этого  поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Давайте рассмотрим два сценария развития событий, которые ведут  к разным результатам.

Первый сценарий. Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных  расходов финансируется за счет повышения  налогов - скажем, индивидуального подоходного  налога. Как известно, бoльшая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

Информация о работе Государственный долг: понятие, виды, риски