Государственный долг: понятие, виды, риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Второй сценарий. Теперь предположим, что увеличение государственных  расходов финансируется за счет наращивания  государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию  за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения  денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть "цены", уплачиваемой за пользование  деньгами.

Эффект вытеснения заключается  в том, что при фиксированной  кривой спроса на инвестиции А повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера "национальной фабрики", которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10 % вытесняет 10 млрд. дол. частных инвестиций. Однако, если изначально экономика переживает спад, то дефицитное финансирование способно породить у предпринимателей благоприятные ожидания будущих прибылей и сместить кривую спроса на инвестиции от А к В . Такой сдвиг может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.

Но у наших рассуждений  есть два ограничения, из-за которых  может оказаться, что экономическое  бремя, перекладываемое на плечи  грядущих поколений, на самом деле куда меньше, если вообще существует.

Ограничение первое. Государственные  инвестиции - в наших рассуждениях мы не принимали во внимание характер прироста государственных расходов. Продукция государственного сектора, равно как и продукция частного производства, включает в себя и  потребительские и инвестиционные товары. Если прирост государственных  расходов складывается из затрат потребительского характера - субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для правительственных  чиновников, - тогда вывод из нашего второго сценария, согласно которому в результате роста долга его  бремя перекладывается на грядущие поколения, вполне справедлив. Но что, если правительственные расходы  носят инвестиционный характер, например, если это вложения в строительство  автострад, портов, систем паводкового  контроля или если это инвестиции в "человеческий капитал" - в образование, систему подготовки кадров, здравоохранение?

Как и частные расходы  на машины и оборудование, государственные инвестиции укрепляют будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, в этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее, изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частного.

Ограничение второе – безработица. Это ограничение связано с  нашим предположением о том, что  первоначально рост государственных  расходов происходит в экономике, достигшей  полной занятости. И вновь кривая производственных возможностей напоминает нам о том, что если экономика не достигла уровня полной занятости, или, графически, соответствует точке на кривой производственных возможностей, то увеличение государственных расходов может переместить экономику ближе к кривой без всякого ущерба для текущего потребления или накопления капитала. Следовательно, если в экономике изначально существует безработица, дефицитное финансирование государственных расходов не обязательно создает бремя для будущих поколений в форме сокращения размеров "национальной фабрики".

Из рассуждений, приведённых  в данной главе, можно сделать  следующие выводы.

Р ост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

- выплата процентов по  государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения;

- повышение ставок налогов  как средство выплаты государственного  внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие  экономических стимулов развития  производства, снизить интерес к  вложениям средств в новые  рискованные предприятия, а также  усилить социальную напряженность  в обществе;

- существование внешнего  долга предполагает передачу  части созданного внутри страны  продукта за рубеж;

- рост внешнего долга  снижает международный авторитет  страны;

- когда правительство  берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.


Информация о работе Государственный долг: понятие, виды, риски