Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Причинами возникновения государственного долга являются трудные периоды для экономики: война, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции и содержание армии, что требует значительных государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Введение

Причинами возникновения государственного долга являются трудные периоды для экономики: война, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции и содержание армии, что требует значительных государственных расходов.

Существует три варианта финансирования:

  1. Увеличение налогов;
  2. Выпуск денег;
  3. Дефицитное финансирование.

Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счёт продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга- это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Ещё один источник государственного долга- политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов, а также к увеличению бюджетного дефицита. 

Современная кредитная система- это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке кроме коммерческого и банковского кредита, принимает участие и государственный кредит. Эти формы кредитования отличаются друг от друга составом участников, динамикой, объектов ссуд, сферой функционирования и величиной процента.

Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблемы достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Порядок заключения договоров государственного займа регулируется  гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ).Но сам государственный кредит не является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Современный экономические условия в России показывают, что государственный кредит играет важную роль в нашей экономике. От него зависят темп роста экономической стабильности, показатели государственного бюджета, положение страны на мировой арене.

Целью курсовой работы является анализ состояния государственного кредита и государственного долга на данный момент.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

- раскрыть понятие  государственного кредита, его различия  с банковским кредитом;

- определить функции  государственного кредита;

- определить формы  государственного долга;

- анализ государственного  долга на данный момент времени;

- анализ проблемы  и пути их совершенствования.

Объектом исследования курсовой работы является анализ государственного долга Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный кредит и его значение

    1. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит- это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в займы денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях срочности и возвратности. Государственный кредит предоставляются населением страны своему правительству путём покупки государственный облигаций внутреннего займа.

Взятие в займы денежных средств у населения и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они используются как ресурс для пополнения внебюджетного фонда на специальные цели,  планируемый бюджетный ресурс, инвестиционный ресурс, а также для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастающего бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путём выпуска новых займов. Так дополнительные социально-культурные и хозяйственные программы могут финансироваться  немедленного без ожидания поступления обычных доходов за счёт средств фондов государственного кредита.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство выступает заёмщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни при использовании казначейских ссуд.

При бюджетном дефиците, и при сбалансированном бюджете заёмные средства не могут выступать в роли доходов государство и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьёзным негативным последствиям. Если устранить границу между текущими бюджетными доходами и заёмными средствами, то искажается представление о реальных финансовых возможностях правительства. Может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, а фактически развитие идёт на дефицитной основе и за счёт будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство денежно-кредитной и финансовой системы.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счёт свободных денежных средств - одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счёт бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразностью использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению эмиссией денег. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственный кредит нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредита, используется для предоставления заёмных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты предоставляются и частным лицам. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Не допускается беспрепятственное привлечение части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам, способствуют интенсивному развитию международного государственного кредита. Государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заёмщиком, местным органам власти или государственным объединениям. Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга.

Государственный долг - это совокупности дефицитов государственного бюджета за определённый период времени. Погашение государственного долга может потребовать увеличения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Поэтому существует предел для бюджетного дефицита и для государственного долга в каждой стране. В страны  ЕС определяют его в 60% от ВВП. А деньги взятые взаймы, государство должно расходовать для улучшения экономической ситуации в стране, для роста производства и доходов.

Формы государственных долговых обязательств:

1.Кредитные соглашения  и договоры РФ с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями в пользу указанных  кредитов;

2.Государственные ценный бумаги, выпущенные от имени РФ;

3.Соглашения и договоры  РФ о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств РФ прошлых  лет.

4.Переоформление долговых  обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его величина, динамика и темпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственный структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита: получение новых займов и условия их предоставление, размеры погашений и выплачиваемых процентов.

Вкладывая средства в ценные бумаги государства, мы  не только организовываем накопительные средства для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, а также можем рассчитывать на прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно, но и во время погашения облигаций.

Предельные объёмы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объём может быть превышен Правительство РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается предельный объём заёмных средств, направленных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъектов РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и заёмных средств, привлечённых в текущем году. Для муниципальный образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то применяются санкции:

1.Ревизия бюджета субъекта  РФ;

2.Передача исполнения  бюджета субъекта РФ под контроль  Министерства финансов РФ или  местного бюджета под контроль  органа, исполняющего бюджет субъекта  РФ.

В Российской Федерации действует единая система учёта и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, который ведёт Государственную долговую книгу РФ.

Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитами и процентам по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

 

    1. Формы и значение государственного кредита

Государственный долг классифицируется по различным критериям. По валютным критериям:

1.Внутренний (рублёвые долги);

2.Внешний (валютные долги).

Внутренний долг РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 внутренних заимствований:

- целевые займы и вклады;

- государственные краткосрочные  облигации;

- государственный внутренний  долг РФ, принятый от бывшего  СССР;

- казначейские обязательства  и т.д.

Быстрый рост государственного внутреннего долга привёл к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Были приняты меры по снижению этих затрат:

- начался выпуск еврооблигаций, позволяющие перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых.

- для покупки государственных  ценных бумаг, на российский рынок  ценных бумаг были допущены  нерезиденты;

- начался выпуск нерыночных  займов и золотых сертификатов.

Внешний долг РФ – это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Государственный внешний долг классифицируется:

- кредиты, полученные от  правительства иностранных государств;

- кредиты, полученные от  иностранных коммерческих банков  и фирм;

- кредиты, полученные международных  финансовых организаций.

Государственный долг оказывает прямое и косвенное воздействие на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную систему, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования определяются общим уровнем развития экономики государства.

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России