Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Причинами возникновения государственного долга являются трудные периоды для экономики: война, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции и содержание армии, что требует значительных государственных расходов.

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство в течение длительного времени может иметь дефицит государственного бюджета. Если бюджетный дефицит не большой, то величина государственного долга может уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Если в экономике страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может также расти, не выходя за пределы допустимой границы. Но когда дефицит становится на столько велик, что рост государственного долга будет значительно опережать рост доходов, в экономике возможен определённый ряд проблем.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, повышение ставок налогов может усилить социальную напряжённость в обществе и подорвёт экономический рост, снизит интерес к вложению средств а инновации.

В-третьих, выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубежом.

В-четвёртых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколениям меньше по размерам основные производственные фонды. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит, в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Государственные займы, рассчитанные на погашение в течении длительного времени, фактически предоставляют собою форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования некоторых современных потребностей. Поэтому создаются долгосрочные сооружения, перспективные образовательные центры и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить финансовую нагрузку на нынешние поколения. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются на выплату заработной платы или пенсий, на покрытие текущих расходов, то это ухудшит финансовое состояние страны в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственного кредита и пути его совершенствования

2.1 Анализ государственного кредита экономики России

 

Государственный долг и его регулирование – одна из сложных и активных проблем для современной российской экономики. В настоящий момент российская экономика испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Финансовая неустойчивость стала характерной чертой глобальной экономики, на приток и отток капиталов влияют финансовые условия промышленно развитых стран мира - внешний фактор.

Сейчас в России не смотря на дефицит бюджета, правительство продолжает политику наращивания государственных расходов. Активно занимаются деньги на внутреннем рынке, так как поведение внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что показали потрясения 2009-2010 годов. Но наращивание объёма государственных заимствований несёт угрозу для долговой устойчивости России.

Государственный внутренний долг России в 2011 году вырос на 42,5% и составил на начало 2012 года 4 трлн. 190,55 млрд. руб., говорится в опубликованных материалах Минфина (таблица 1). Более значительный рост внутреннего госдолга за год был зафиксирован в предыдущий раз в 1996 году, когда он повысился на 94% и достиг 364,46 млрд.руб. До этого он рос скачками с 3,57 млрд.руб. в 1993 году до 187,74 млрд.руб. в 1995 году. Однако Россия входит в число стран с низким уровнем долговой нагрузки. В настоящее время доля расходов далека от пороговых значений в расходах федерального бюджета. На данный момент на одного россиянина приходится около 1 тыс.долларов государственного долга. По этим показателям Россия занимает 93-е и 74-е места из 97 стран.

Министерство финансов предложило, а кабинет министров утвердил утроение госдолга до 12 трлн.рублей на конец 2014 года. Правительство России готовится к займам: госдолг должен вырасти более чем в 3 раза. Его разметы будут значительно превышать развитые и развивающиеся страны. Также Министерство финансов рассчитывает в 2012-2014 годах за счёт внутренних займов закрывать 90% дефицита, который составит 1,57 трлн.рублей в 2012 году, 1,74 трлн.рублей в 2013 году и 1,65 трлн.рублей в 2014 году. Однако пополнять фонды является сложной задачей, потому что все нефтегазовые доходы тратились и будут тратиться.

 

Таблица 1. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации,        млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4977,90

906,6

01.01.2014

5722,24

1289,85


 

В современной России появление долга связанно с ухудшением экономической ситуации не только в стане, но и в мире. В данной ситуации необходимо не только усиление внимания к отдельным проблемам долговой политики, а комплексный подход к решению проблем, включая повышение доходов и эффективности расходов средств госбюджета. В настоящее время данная ситуация может привести к тому, что фондовый рынок России будет стремительно падать, так как интерес к нему со стороны инвесторов снизился. Также это повлияет на многие промышленные предприятия и на финансовый сектор, поскольку привлекать заёмные средства им станет дороже и сложнее. Может вырасти долговая нагрузка у бизнеса и населения. Однако не в любом случае государственный долг является отрицательным показателем, если грамотно распорядится возможностью привлечения заёмных средств, станет возможным не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования.

 

Таблица 2. Объём государственного внешнего долга Российской Федерации

По состоянию на

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

01.01.2006

76,5 млрд.долларов США

64,4 млрд.евро

01.01.2007

52,0 млрд.долларов США

39,5 млрд.евро

01.01.2008

44,9 млрд.долларов США

30,7 млрд.евро

01.01.2009

40,6 млрд.долларов США

28,8 млрд.евро

01.01.2010

37 641,0 млн.долларов США

26 238,0 млн.евро

01.01.2011

39 798,6 млн.долларов США

29 047,9 млн.евро

01.01.2012 

35 801,4 млн.долларов США

27 660,8 млн.евро

    01.01.2013

50 769,2 млн.долларов США

38 330,9 млн.евро

              01.01.2014

55 794,2 млн.долларов США

40 607,1 млн.евро


 

Из таблицы 2 видно, что с 2006 года наблюдается ещё большее снижение суммы долга- с 76,5 млрд.долларов США до 37,6 млрд.долларов США в 2010 году.

На протяжении 2006-2012 годов наблюдалось сокращение внешнего госдолга РФ, что связано с выполнением обязательств страны перед кредиторами. Таким образом можно сказать, что внешний долг России имеет положительную тенденцию к снижению, что оказывает благотворное на экономику в целом. Поскольку внешний долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определённые услуги, что бы оплатить проценты по долгу и сам долг. Россия активно использовала возможности досрочного погашения задолженности. По оценкам, экономия составит более 12 млрд.долларов США, или почти 10% от её государственного долга.

 

2.2 Пути решения проблем  государственного долга

 

При обсуждении проблемы оптимизации государственного долга России ведущими экономистами страны предлагается несколько путей её решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия решения должен учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

Возможности России по погашению долгов имеют два главных ограничения:

  1. Первичный профицит федерального бюджета;
  2. Положительное сальдо по текущим операциям.

Если возможностей по сокращению долгового бремени России более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам- использовать золотовалютные резервы и стабилизационного фонда.

Сокращение размеров государственного долга необходимо. Согласно рекомендациям ряда экономистов, политика в сфере государственных заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться в трёх направлениях:

1.Мобилизация внутренних  ресурсов;

2.Рыносное управление долгом;

3.Переговоры с внешними  кредиторами о снижении долгового  бремени.

Первая и обязательная задача - ревизия всех внутренних источников поступления или экономии валютных средств, усиление контроля за вызовом капитала, содействовать ускорению темпов накопления национального капитала. Поскольку внешние займы ведут к экономической зависимости от кредиторов, стимулировать экономический рост, усиливая рост государства в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

Второе направление деятельности – рыночное управление внешним долгом.

За годы реформ в результате ряда реструктуризаций задолженности бывшего СССР переоформлена в активно торгуемый рыночный институт с развитой депозитарно-расчётной системой, более трети вновь возникшего российского долга также относятся к традиционным рыночным активам – еврооблигациям.

Третей задачей государства является упорядочение отношений с внешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учётом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе, именно в этом и состояла основная цель политики, проводимой в последние годы правительством РФ в области управления внешней задолженности.

Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на положение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению платёжеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов. Программа должна состоять из двух ключевых частей:

1.Перспективный бюджет, в  котором период как минимум  в три года предусматривался был первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твёрдое намерение правительства рассчитываться по долгам.

2.План структурных реформ, включающий меры по улучшению  инвестиционного климата, реструктуризации  предприятий, а также реформы  в социальной сфере, которые позволили  бы повысить эффективность использования  инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

Существуют значительные резервы для повышения эффективности государственного кредита. В качестве неотложных мер могут быть осуществлены следующие мероприятия:

- обеспечить реальную  защиту прав интересов заимодателей  и вкладчиков от инфляционных  потерь путём переоценки номинальной  стоимости облигаций, займов и  вкладов в коммерческих банках;

- повысить доходность  отдельных государственных ценных  бумаг и вкладных операций, чтобы  кредиторы государства были уверенны  в получении дохода на уровне  не ниже сложившегося уровня  инфляции в стране;

- для пробуждения реального  интереса физических и юридических  лиц к кредитным операциям  государства целесообразно не  только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить  условия выпускаемых займов (по  срокам, по способам выплаты дохода, по обеспечению полной ликвидности облигаций).

- осуществить переход  от безвозвратного бюджетного  финансирования предприятий и  организаций на оказание им  помощи преимущественно путём  предоставления казначейских ссуд;

- отказаться от прямого  безвозмездного использования общегосударственного  ссудного фонда в бюджетных  целях и осуществлять привлечение  ресурсов кредитных учреждений  на нужды государств на условиях: срочности, платности и возвратности.

- расширить круг заимодателей  за счёт допуска к кредитным  организациям государства всех  без исключения организаций, предприятий, учреждений.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.     

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России