Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:36, контрольная работа
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
1) Кредитных
соглашений и договоров,
2) Государственных
займов, осуществленных путем выпуска
ценных бумаг от имени
3) Договоров
и соглашений о получении
4) Договоров
о предоставлении Российской
Федерацией государственных
5) Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1). Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
2). Объем основного
долга по полученным кредитам
правительств иностранных
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления в 2003–2005 гг. мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005–2007 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ.
Государственный внешний долг РФ с 1991 г. по 2013 год
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991 |
95,0 |
1998 |
123,5 |
2000 |
148,4 |
2001 |
139,3 |
2002 |
129,3 |
2003 |
122,1 |
2004 |
119,8 |
2005 |
114,1 |
2006 |
76,5 |
2007 |
52,0 |
2008 |
46,7 |
2009 |
40,6 |
2010 |
37,6 |
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд. или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд. Для сравнения – после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008–2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5% от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.
Наименование |
Сумма, млрд долларов США |
Сумма, млрд ЕВРО |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
37,6 |
26,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба |
1,0 |
0,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба |
1,8 |
1,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1,3 |
0,9 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,8 |
0,6 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3,8 |
2,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
26,2 |
18,2 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1,8 |
1,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
0,6 |
В структуре внешнего долга уменьшается доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.
На 1 января 2010 года основную часть государственного внешнего долга составляет задолженность по еврооблигационным займам – 26,2 млрд. долларов или 69,7% от внешнего госдолга. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляет 3,8 млрд долларов или 10%. От 2% до 2,7% в структуре внешнего госдолга составляют коммерческая задолженность бывшего СССР, задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте и задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба. Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба – 1,8 млрд долларов или 4,8% от объема внешнего государственного долга.
К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и того меньше, и составляет 37,6 млрд долларов, то есть сократилась почти на 20%. При нынешней инфляции внутренние займы размещаются под невысокий процент. Однако в целом и государственный внутренний долг, и совокупный внешний (государственный и корпоративный) быстро растут. Внутренний государственный долг еще на 1 января 2005 г. составлял 757 млрд. руб., на начало 2006 г. – 851 млрд. руб., на начало 2007 г. – 1028 млрд. руб. В 2007 г. он превысил 1 трлн. руб. и к 2010 г. будет не менее 1,5 трлн. руб. Совокупный внешний российский долг на 1 января 2008 г. составлял 459,6 млрд. долл. и неконтролируемо растет.
Следовательно, необходима более взвешенная долговая политика.
В настоящее время
действует немало факторов, определяющих
содержание этой политики, а следовательно,
и соотношение как
Благоприятная конъюнктура на мировом
рынке энергоносителей (цены на нефть
еженедельно перекрывают
Государственный внешний долг РФ вырос на 16% с начала 2012г.
РБКРБК
Статьи по теме:
Минфин: Госдолг РФ составит более 9 трлн руб. к началу 2014г.
Внутренний госдолг России вырос до 3,8 трлн руб.
Внешний долг России вырос на 16,3%
Государственный внешний долг РФ на 1 июля 2012г. составил 41 млрд 553,4 млн долл. (или 32 млрд 999,9 млн евро), что на 16,1% больше, чем на начало 2012г., говорится в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ.
Самая объемная задолженность приходится на еврооблигации РФ, которая на 1 июля 2012г. составила 35,5 млрд долл., что на 21,8% больше, чем на начало года. Отметим, что в марте 2012г. Россия разместила три выпуска суверенных еврооблигаций на общую сумму 7 млрд долл.: 5-летний и 10-летний выпуски - на 2 млрд долл. каждый, а также 30-летний - на 3 млрд долл. Ставка купона по 5-летним еврооблигациям составила 3,25% годовых, по 10-летним еврооблигациям - 4,5%, по 30-летним еврооблигациям - 5,625%. Дата погашения 5-летних евробондов - 4 апреля 2017г., 10-летних - 4 апреля 2022г., 30-летних - 4 апреля 2042г.
Между тем задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-июнь 2012г. уменьшилась на 12% - до 2,2 млрд долл. Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте составила 1,01 млрд долл., увеличившись на 0,37% с начала 2012г.
Долги перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшиеся предметом реструктуризации, за отчетный период снизились на 21,9% - до 428,8 млн долл. Задолженность перед официальными кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 июля составила 1,2 млрд долл., что на 11,5% меньше, чем в начале текущего года.
Коммерческая задолженность бывшего СССР составила 55,4 млн долл., что на 0,7% меньше, чем на начало года. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами - участницами Совета экономической взаимопомощи за отчетный период снизилась на 1,2% и на начало июля составила 988,5 млн долл.
Ранее сегодня
Минфин опубликовал прогнозы по росту государственного долга
РФ до 2015г. Так, совокупный объем госдолга
к концу 2013г. достигнет 13,7% от ВВП против
11,8% на конец 2012г., к концу 2014г. - 14,7% ВВП,
к концу 2015г. - 14,4% ВВП. В абсолютном выражении
к 2014г. госдолг составит 9 трлн 040,5 млрд
руб., к 2015г. - 10 трлн 779,7 млрд руб., к 2016г.
- 11 трлн 730,7 млрд руб. При этом к концу 2015г.
доля внутреннего долга в совокупном объеме
госдолга практически достигнет 80% при
соответствующем снижении доли внешнего
долга, прогнозируют в ведомстве.
:http://top.rbc.ru/economics/
Государственный
внешний долг РФ за июль снизился на
0,55%
По данным Минфина,
объём государственного внешнего долга
РФ за июль снизился на 0,55% в долларовом
выражении и по состоянию на 1 августа
2012 г. составил 41,323 млрд долл., в пересчёте
на евро показатель вырос на 1,9% - до 33,629
млрд евро.
Основная долговая статья - еврооблигации,
задолженность по которым на 1 августа
составила 35,547 млрд долл.
Международным финансовым организациям
РФ на начало августа была должна 2,199 млрд
долл., членам Парижского клуба кредиторов
- 435,8 млн долл., остальным официальным
кредиторам - 964 млн долл.
Задолженность перед кредиторами - бывшими
странами СЭВ составляет 1,131 млрд долл.,
коммерческая задолженность бывшего СССР
- 54,9 млн долл.
Задолженность РФ по облигациям внутреннего
государственного валютного займа (ОВГВЗ)
составила на 1 августа 10,8 млн долл., по
гарантиям РФ в иностранной валюте - 980,5
млн долл.
Информация о работе Государственный долг РФ: роль, значение, виды