Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом профицита этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Содержание работы

Введение
1.История развития государственного долга России
1.1Причины возникновения государственного долга Российской Федерации.
2.Государственный долг
2.1 Сущность и понятие
2.2. Формы и виды
2.3. Управление государственным долгом
3. Определение роли госдолга
3.1. Классический подход
3.2. Альтернативный подход
4.Анализ госдолга за период 2009 по 2013гг.
4.1. Анализ внешнего долга
4.2. Анализ внутреннего долга
5. Проблемы и пути решения
5.1. Проблемы госдолга
5.2. Пути сокращения государственного долга

Файлы: 1 файл

государсвтенный долг РФ-бюджетное ПиП.docx

— 29.51 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

1.История развития государственного  долга России

1.1Причины возникновения  государственного долга Российской  Федерации.

2.Государственный долг

2.1 Сущность и понятие

2.2. Формы и виды

2.3. Управление государственным  долгом

3. Определение роли госдолга

3.1. Классический подход

3.2. Альтернативный подход

4.Анализ госдолга за  период 2009 по 2013гг.

4.1. Анализ внешнего долга

4.2. Анализ внутреннего  долга

5. Проблемы и пути решения

5.1. Проблемы госдолга

5.2. Пути сокращения государственного  долга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование  иностранных займов , кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешних задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей  для любого государства, так как  постоянно оттягивает на себя определенную доля оборотных средств и проводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного  изыскания средств для его  погашения и , как следствие, привод к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать, необходимо видоизменение экономической политики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  История развития государственного долга России

    1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации

 

Ни одно российское правительство  на протяжении 230-летней истории государственных  заимствований (первый заем был взят в 1769г. Екатериной Второй в Голландии) не обходилось без привлечения кредитов для финансирования бюджетных дефицитов. Накануне первой мировой войны Российская Империя была крупнейшим должником мира (первое место по объему внешнего долга и второе место по общей сумме государственного долга после Франции)

Можно выделить семь основных этапов государственных заимствований  в новейшей истории:

На первом этапе (1985-1991гг.) в результате массированных внешних  заимствований («кредитов начала перестройки» и займов советских внешнеэкономических  объединений) образовалась большая  часть внешнего государственного долга  СССР - более 100 млрд. долларов. Кризис экономики  первых лет перестройки и невозможность  выплаты краткосрочных долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта  по долгам СССР. В результате либерализации  цен и обесценения рубля в начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениям граждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления).

 

На втором этапе (1992-1993гг.) новое российское руководство прибегло к займам у международных финансовых организаций для смягчения социальных последствий экономических реформ. Чтобы не оказаться в международной  финансовой изоляции, в апреле 1993г. Правительство Российской Федерации  заявило о взятии на себя всех обязательств по погашению внешнего долга СССР.

 

Третий этап (1993-1995гг.) ознаменован  созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ  привело к стремительному росту  объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).

 

В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как  внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так  и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие  кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия  у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга  были утрачены, что приблизило наступление  пятого этапа.

 

Пятый этап - 1998г. - долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации  рубля) стремительное увеличение внешнего долга - до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.

 

В 1998-2002гг. (шестой этап), когда  Россия оказалась неспособна обслуживать  долг, правительство предприняло  усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства  перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть  коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг) внешнего долга.

 

На последнем по времени  седьмом этапе (с 2002г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии  досрочного погашения внешней задолженности  с использованием средств Стабилизационного фонда.

 

  1.     Государственный долг
    1. Сущность и понятие

В научной литературе государственный  долг определяется сложившейся к  данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом профицита  этого бюджета. На практике, госдолгом  считаются долговые обязательства  России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ.

 

В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний  долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в  большей степени соответствует  принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные  финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения  таких кредитов (займов) другими  заемщиками. Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  формируют государственный внешний  долг РФ".

 

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом в объем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные  суммы долга по государственным  ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным  гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы и виды

Государственный долг России может быть в форме:

 

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

 

госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

 

договоров и соглашений о  получении РФ бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

 

договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

 

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Увеличение внутреннего  долга означает рост доли государственных  заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции  за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и  снижению капитализации рынка частных  ценных бумаг. Кроме того, сокращаются  инвестиции, поскольку останутся  не реализованными инвестиционные проекты  с рентабельностью, не превосходящей  процента, выплачиваемого по государственным  ценным бумагам вместе с премией  за риск.

 

 

 

    1. Управление государственным долгом

Процесс управления госдолгом -- это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может  быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать  как в широком, так и в узком  смысле. Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Этот процесс включает:

 

формирование государственной  долговой политики;

 

определение основных направлений  и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

 

установление возможности  и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных  программ и другие вопросы, связанные  со стратегическим управлением государственным  долгом;

 

установление границ задолженности.

 

Под управлением долгом в  узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

В процессе управления госдолгом  государство определяет соотношение  между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения  госзаймов. Также устанавливаются  все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

 

 

  1. Определение роли госдолга.
    1. Классический подход

Классический подход к  определению роли госдолга в экономике  заключается в использовании  государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых  поступлений. Данный подход связан с  отношением к госдолгу как к инструменту  стабилизационной макроэкономической политики.

 

В фазе понижения деловой  активности снижаются поступления  в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому  возникает вопрос о компенсации  снижения доходной части бюджета. При  снижении деловой активности хозяйствующих  субъектов увеличение налоговых  ставок усиливает негативные тенденции  в экономике, поэтому целесообразно  компенсировать снижение доходной части  бюджета за счет госзаймов. Госдолг  становится субститутом налоговых  поступлений.

Понятие «снижение деловой  активности» означает кратковременное  сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад.

 

    1. Альтернативный подход

Альтернативный подход основан  на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ  перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.

Информация о работе Государственный долг РФ