Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом профицита этого бюджета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Содержание работы

Введение
1.История развития государственного долга России
1.1Причины возникновения государственного долга Российской Федерации.
2.Государственный долг
2.1 Сущность и понятие
2.2. Формы и виды
2.3. Управление государственным долгом
3. Определение роли госдолга
3.1. Классический подход
3.2. Альтернативный подход
4.Анализ госдолга за период 2009 по 2013гг.
4.1. Анализ внешнего долга
4.2. Анализ внутреннего долга
5. Проблемы и пути решения
5.1. Проблемы госдолга
5.2. Пути сокращения государственного долга

Файлы: 1 файл

государсвтенный долг РФ-бюджетное ПиП.docx

— 29.51 Кб (Скачать файл)

В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.

 

  1. Анализ госдолга за период с 2009 по 2013гг.
    1. Анализ внешнего долга.

С 1 января 2009 года размер внешнего долга составлял 39 миллиардов долларов. Общий долг (внутренний+внешний) вырос  на 9 процентов, достигнув по итогам года 2,62 триллиона рублей.

Внешний долг РФ вырос в 2010 году до 488,94 миллиарда долларов на 1 января 2011 года с 467,25 миллиарда долларов. На 1 января 2013 года эта сумма выросла  до 624 млрд долларов.

 

4.2  Анализ внутреннего  долга

В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2013 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза.

На данный момент внутренний долг составляет 6621 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и пути решения.
    1. Проблемы госдолга.

 

1. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК( аграрно промышленный комплекс), организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

 

 

2. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

 

3. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

 

4. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Присоединение Российской Федерации к статье 8 устава МВФ (Международный валютный фонд) (8-я статья Устава МВФ предполагает, что страна не имеет права вводить без одобрения фонда ограничения на совершение платежей и переводов по текущим международным операциям, что предполагает свободный доступ всех агентов на внутренний валютный рынок, единый рыночный валютный курс и свободную конвертируемость нац.валюты по текущим операциям платежного баланса.) и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускоряет процесс «срастания» двух видов государственного долга.

 

    1. Пути сокращения государственного долга

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

 

Обычно в государственном  долге видят две опасности:

 

1) возможность банкротства  нации;

 

2) переложение долгового  бремени на другие поколения.

 

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить  правительству выполнять свои должностные  обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

 

а) рефинансирования

б) взимания налогов (для  выплаты процента по долгу и его суммы);

 

в) выпуска новых денег  в обращение.

 

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы - это завтрашние налоги. Некоторые  налогоплательщики являются владельцами  государственных ценных бумаг. Они  получают проценты по этим бумагам  и одновременно платят налоги, которые  частично идут на выплату государственных  займов. Как правило, из текущих бюджетных  доходов не удается выплачивать  полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно  нуждаясь в средствах, правительства  прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Обычно правительства  стран-должников принимают все  возможные меры, чтобы не попасть  в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько  путей.

 

1. Традиционный путь - выплата  долгов за учет золотовалютных  резервов. Для закоренелых должников  этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы  исчерпаны или очень ограничены.

 

2. Консолидация внешнего  долга, которая возможна только  с согласия кредиторов. Кредиторы  создают специальные организации  - клубы, где вырабатывают солидарную  политику, по отношению к странам,  которые не в состоянии выполнять  свои международные финансовые  обязательства.

 

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев - частично списывали долги.

 

3. Сокращение размеров  внешнего долга путем конверсии,  т.е. превращения его в долгосрочные  иностранные инвестиции. В счет  долга иностранным кредиторам  предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение,  к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки,  как правило, предоставляют льготные  кредиты для преодоления кризисной  ситуации, но обусловливают свои  кредиты жесткими требованиями  к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению  до минимума дефицита государственного  бюджета.

Для того чтобы последствия  роста внутреннего долга для  страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом.

 

Это могут быть:

 

1) инфляция,

 

2) введение специальных  налогов,

 

Правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг, если он превышает  приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга  золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.

 

Заключение.

До настоящего времени  в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы  управления государственным долгом.

 

Существенным недостатком  управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования  остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии  и консолидации займов. Практически  отсутствует согласованность в  политике управления активными и  пассивными долгами.

 

Существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного  проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

 

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным  долгом;

 

· приведение Федерального закона «О бюджетной классификации» в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в  части, касающейся вопросов государственного долга;

 

· разработку и принятие федерального закона о государственном  долге Российской Федерации;

 

· разработку и утверждение  нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в  качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных  внешних финансовых активов;

 

· разработку критериев и  механизмов оценки эффективности заемной  и долговой политики и др.

 

Список использованной литературы:

Хейфец Б.А. Кредитная  история России: Характеристика суверенного  заемщика. - М.: «Экономика», 2003.

 Бюджетный кодекс РФ.: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ / Российская газета. - 1998.- 12 августа

Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике

Финансы/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.

Официальный сайт Министерства Финансов РФ


Информация о работе Государственный долг РФ