Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:10, доклад
Основные выводы подраздела
Объем государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2012 году составит 13,2 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в конце 2014 года составит 15,7 % ВВП.
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 6 330,9 млрд. рублей (10,8 % ВВП) в 2012 году до 9 221,8 млрд. рублей (12,7 % ВВП) в 2014 году, объем которого превысит законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. рублей) в 1,9 раза.
Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства, которые включаются в общий объем государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы было определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы данные подходы не получили развития. Однако было отмечено, что «интенсивные методы применения государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки».
Счетная палата поддерживает необходимость совершенствования методов оказания государственной поддержки в форме предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по проектам, реализуемым на принципе «частно-государственного партнерства», и полагает целесообразным внедрение методов, основанных на оценке рисков.
11.3. В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 40,4 млрд. долларов США).
Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | ||||||
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % | |
Государственный внешний долг, всего |
40,0 |
100 |
40,4 |
100 |
48,4 |
100 |
59,4 |
100 |
69,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
6,9 |
17,1 |
5,7 |
14,1 |
5,2 |
10,7 |
4,6 |
7,9 |
4,1 |
5,9 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
32,2 |
80,5 |
29,2 |
72,3 |
34,9 |
72,1 |
40,7 |
68,4 |
46,4 |
67,3 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
5,5 |
13,6 |
8,3 |
17,2 |
14,1 |
23,7 |
18,5 |
26,8 |
Анализ динамики объема и структуры государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.
Увеличение внешнего
долга обусловлено
Доля долга по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.
В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.
Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2013 года – 8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 14,1 млрд. долларов США, на 1 января 2015 года – 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем долга составил 0,9 млрд. долларов США, или 7,8 % утвержденного предельного объема.
Доля долга по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.
Проектами программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (приложения 38 и 39 к законопроекту) предусматривается предоставление гарантий в общем объеме 14,9 млрд. долларов США: в 2012 году – 4,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 5,8 млрд. долларов США и в 2014 году – 4,6 млрд. долларов США, в том числе:
на поддержку экспорта промышленной продукции в 2012 и 2014 годах по 3,0 млрд. долларов США, в 2013 году – 3,5 млрд. долларов США;
на осуществление
по проектам, реализуемым с участием МФО, в 2012 году – 0,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 1,3 млрд. долларов США, в 2014 году – 1,6 млрд. долларов США.
Вместе с тем фактическое предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) составило в 2009 году 14,1 %, в 2010 году – 5 %.
Законопроектом предусматривает
В 2012 - 2014 годах Правительство Российской Федерации должно погасить задолженность по межправительственным соглашениям с Германией (окончательный срок погашения – 2013 год) и Турцией (2012 год). Расчет долга по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 1 января 2012, 2013 и 2014 годов полностью учитывает списание задолженности, погашаемой в денежной форме.
Вместе с тем прогнозируемые верхние пределы по государственному внешнему долгу Российской Федерации в течение всего трехлетнего периода не учитывают уменьшение задолженности, погашаемой в товарной форме. Списание задолженности Минфин России предусматривает осуществлять после подтверждения кредиторами фактов ее списания. Поэтому, несмотря на планируемое финансирование товарных поставок, позволяющих рассчитаться по отдельным межправительственным соглашениям в 2012-2014 годах, по ряду стран прогнозируется сохранение задолженности.
В настоящее время имеется неурегулированная задолженность с Мальтой, Боснией и Герцеговиной, Чехией, Румынией, КНДР.
11.4. Расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2012 год предусматриваются в сумме 388,4 млрд. рублей, что на 37,7 млрд. рублей, или на 10,7 %, больше, чем в 2011 году. В 2014 году указанные расходы составят 579,2 млрд. рублей и превысят законодательно установленный показатель на 2011 год почти в 1,7 раза.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга (процентных расходов) в 2009 – 2014 годах приведена в следующей таблице.
(млрд. рублей)
2009 г. отчет |
2010 г. отчет |
2011 г. Закон № 357-ФЗ (с изм.) |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | |
Процентные расходы |
176,2 |
195,0 |
350,7 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
% ВВП |
0,5 |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
% к предыдущему году |
110,7 |
179,8 |
110,7 |
124,2 |
120 | |
% к 2011 году |
110,7 |
137,5 |
165,2 | |||
доля процентных расходов в расходах федерального бюджета, % |
1,8 |
1,9 |
3,2 |
3,1 |
3,5 |
4 |
расходы по обслуживанию внутреннего долга |
90,2 |
121,7 |
271,3 |
314,1 |
395,8 |
479,4 |
% к предыдущему году |
134,9 |
222,9 |
116 |
126,0 |
121,1 | |
% к 2011 году |
116 |
146 |
176,7 | |||
доля в процентных расходах, % |
51,2 |
62,4 |
77,4 |
80,9 |
82,1 |
82,8 |
% ВВП |
0,23 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
расходы по обслуживанию внешнего долга |
86,0 |
73,3 |
79,4 |
74,3 |
86,5 |
99,8 |
% к предыдущему году |
85,2 |
108,3 |
93,6 |
116,4 |
115,4 | |
% к 2011 году |
93,6 |
108,9 |
125,7 | |||
% ВВП |
0,22 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
доля в процентных расходах, % |
48,8 |
37,6 |
22,6 |
19,1 |
17,9 |
17,2 |
Анализ динамики процентных расходов показывает, что по сравнению с предыдущим годом расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга в 2012 году увеличатся на 10,7 %, в 2013 году – на 24,2 %, в 2014 году – на 20 %.
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,1 % в 2012 году до 4 % в 2014 году, или на 0,9 процентного пункта.
Динамика расходов по обслуживанию государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 – 2014 годах приведена на следующей диаграмме.
|
За 2012 – 2014 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 449,9 млрд. рублей.
Увеличение процентных
расходов обусловлено прежде всего
увеличением планируемых для
финансирования дефицита федерального
бюджета объемов государственны
Расходы по обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд. рублей (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей)
11.4.1. В соответствии с законопроектом государственные расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличатся на 42,8 млрд. рублей, или на 15,8 %, и составят 314,1 млрд. рублей, в 2013 году - на 124,5 млрд. рублей, или на 45,9 %, в 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличатся в 1,8 раза и составят 479,4 млрд. рублей. Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 80,9 % в 2012 году до 82,8 % в 2014 году.
Рост расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам.
Расчет расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным – 6 % - 7,5 %, долгосрочным – 7,5 % - 8,5 %.
Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2012 – 2014 годах предусмотрен по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2012 году на обслуживание ОФЗ-АД предусмотрено 61,6 млрд. рублей, в 2013 году – 58,2 млрд. рублей, в 2014 году – 57,2 млрд. рублей, на обслуживание ОФЗ-ПД - в 2012 году – 200,5 млрд. рублей, в 2013 году – 281,5 млрд. рублей, в 2014 году – 371,1 млрд. рублей.
Прогнозируемая эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в 2012 году составит 1 843,7 млрд. рублей, в 2013 году – 1 839,6 млрд. рублей, в 2014 году – 1 919,4 млрд. рублей по номинальной стоимости.
11.4.2. В соответствии с законопроектом расходы по обслуживанию государственного внешнего долга в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшатся на 5,1 млрд. рублей, или на 6,4 %, и составят 74,3 млрд. рублей, в 2014 году - увеличатся в 1,3 раза и составят 99,8 млрд. рублей.
Рост указанных расходов обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках) до 7,0 млрд. долларов США ежегодно в 2012 – 2014 годах. Кроме того, предполагается повышение плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов иностранных государств и кредитов МФО в 2012 – 2014 годах против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2011 года: по доллару США на 1,1 процентного пункта, 2,3 процентного пункта, 3,5 процентного пункта соответственно; по евро на 1,4 процентного пункта, 2,0 процентных пункта, 2,4 процентного пункта соответственно.
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, в 2012 году составят 71,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США), в 2013 году - 83,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2014 году – 95,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США). Указанные платежи рассчитаны исходя из ставок купонного дохода в 2012 году – 6 %, в 2013 году - 6,33 % и в 2014 году - 6 %.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться и составят в 2012 году 2,6 млрд. рублей (91,6 млн. долларов США), 2013 году – 3,2 млрд. рублей (110,1 млн. долларов США), 2014 году – 4,0 млрд. рублей (130,5 млн. долларов США) соответственно.
Расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в общей сумме процентных расходов составляют более 95 %, что отражено в следующей таблице.
(млрд. рублей)
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014г. проект | |
Процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга |
74,3 |
86,5 |
99,8 |
в том числе: |
|||
Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте |
71,7 |
83,3 |
95,8 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу, % |
96,5 |
96,3 |
96,0 |
Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц |
2,6 |
3,2 |
4,0 |
доля в процентных расходах по внешнему долгу, % |
3,5 |
3,7 |
4,0 |