Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:10, доклад

Описание работы

Основные выводы подраздела
Объем государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2012 году составит 13,2 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в конце 2014 года составит 15,7 % ВВП.
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 6 330,9 млрд. рублей (10,8 % ВВП) в 2012 году до 9 221,8 млрд. рублей (12,7 % ВВП) в 2014 году, объем которого превысит законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. рублей) в 1,9 раза.

Файлы: 1 файл

11-gosdolg.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

 

Расчеты Счетной палаты объема  расходов по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации  с учетом представленных сведений об уровнях процентных ставок, кросс-курсах и другой информации в целом совпадают  с  показателями, содержащимися в законопроекте.

11.5. Совокупный внешний долг Российской Федерации (далее – совокупный внешний долг), по оценке Банка России, по состоянию на 1 июля 2011 года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП).

Динамика совокупного внешнего долга в 2007 – 2011 годах приведена в следующей таблице.

(млрд. долларов США)

 

01.01.08

01.01.09

01.01. 10

01.01.11

01.04.11 г.

 

01.07.11 г.

Совокупный внешний долг Российской Федерации

463,9

480,5

467,2

489,0

509,6

538,6

% ВВП

35,7

34

36,1

33

28

28,3

Органы государственного управления

37,4

29,5

31,3

34,5

35,4

35,1

Органы денежно-кредитного регулирования

1,9

2,8

14,6

12,1

12,5

12,8

Банки

163,7

166,3

127,2

144,2

149,1

159,0

Прочие секторы 

261,0

282,0

294,1

298,2

312,6

331,7

Справочно: международные резервы Российской Федерации

478,8

426,3

439,5

479,4

502,5

524,5


 

Анализ динамики совокупного внешнего долга показывает, что совокупный внешний долг Российской Федерации увеличился за первое полугодие 2011 года на 49,6 млрд. долларов США, или на 10,2 %, и составил 538,6 млрд. рублей.

При этом внешний долг органов государственного управления увеличился за 2010 год на 3,2 млрд. долларов США, или на 10,2 %, за первое полугодие 2011 года – на 0,6 млрд. долларов США, или на 1,7 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 2010 год сократился на 2,5 млрд. долларов США, или на 17,1 %, но за первое полугодие 2011 года увеличился на  0,7 млрд. рублей, или на 5,8 %.

Внешняя задолженность банков за 2010 год увеличилась на 17,0 млрд. долларов США, или на 13,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 14,8 млрд. долларов США, или на 10,3 %.

Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) увеличился за 2010 год на 4,1 млрд. долларов США, или на 1,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 33,5 млрд. долларов США, или на 11,2 %.

Таким образом, рост совокупного внешнего долга Российской Федерации в 2010 году и первом полугодии 2011 года в основном обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового (прочие) секторов экономики.

Объем совокупного внешнего долга на 1 июля 2011 года превышал объем международных резервов Российской Федерации на 14,1 млрд. долларов США, или на 2,7 %, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и ФНБ  – на 133,3 млрд. долларов США, или на 32,9 %, соответственно.

Совокупный внешний долг относительно ВВП за 2010 год сократился на 3,1 процентного пункта, до 33 % ВВП, за первое полугодие 2011 год - на 4,7 процентного пункта, до 28,3 % ВВП.

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении (включает внешний долг корпораций, где доля  участия органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования  в капитале составляет 50 и более процентов) увеличился за 2010 год на 18,3 млрд. долларов США, или на 10,1 %, за  первый квартал 2011 года – на  4,0 млрд. долларов США, или на 2 %, внешний долг частного сектора увеличился на 3,5 млрд.долларов США, или на 1,2 %, и на 16,6 млрд. долларов США, или 5,7 %, соответственно.

Около 60 % объема совокупного  внешнего долга составляет внешний  долг частного сектора.

Динамика совокупного внешнего долга в разрезе видов собственности приведена на следующей диаграмме:


Значительные заимствования корпоративных структур с большой долей участия государства в уставном капитале создают риски корпоративных заимствований государственного и частного секторов экономики, связанные с потенциальной возможностью рефинансирования государством обязательств по данным заимствованиям, как это было в 2009 году.

В настоящее время большинство показателей долговой нагрузки в соответствии с международными стандартами находятся на допустимом уровне.

Отношение объема совокупного  внешнего долга к ВВП составило в 2010 году 33 %, в первом полугодии 2011 года – снизилось до 28,3 %, что ниже порогового значения,  предлагаемого Международным валютным фондом в аналитических целях (50 %).

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень данного показателя, необходимо учитывать риски, связанные с высокой степенью волатильности национальной валюты, обусловленной существенной зависимостью российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, которые  в условиях обострения кризисных явлений в мировой экономике  могут привести к превышению пороговых значений соотношения объема совокупного внешнего долга к ВВП.

Значения показателя внешней долговой устойчивости «платежи по  совокупному внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг» составили по данным Банка России в I квартале 2011 года 28 %, что на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное Международным валютным фондом в аналитических целях.

Соотношение объемов  совокупного внешнего долга и  экспорта товаров и услуг в 2010 году составило 110 %, в первом квартале 2011 года – 109 %, что ниже порогового значения (150 – 200 %).

По мнению Счетной  палаты, для осуществления мониторинга  совокупного внешнего долга и  оценки возможных рисков, связанных  с ростом совокупного внешнего долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы отмечается, что «бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований».

В целях совершенствования  системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По мнению Счетной  палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с ростом указанного долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

Оценка внешнего долга Российской Федерации 
(млн. долл. США) 

 


 

01.01.2012

01.04.2012

01.07.2012

01.10.2012

01.01.2013 
(оценка)

Всего

540 555

559 747

570 722

594 657

623 963

Органы  государственного управления

34 688

36 344

41 133

42 565

44 721

Федеральные органы управления

33 573

35 191

40 359

41 831

44 021

Новый российский долг

31 062

32 781

38 043

39 652

41 870

кредиты международных  финансовых организаций

2 529

2 358

2 225

2 092

2 004

МБРР

2 069

1 912

1 799

1 680

1 611

прочие

460

445

425

412

393

прочие кредиты

545

463

424

379

320

ценные бумаги в иностранной валюте

21 693

20 921

26 745

25 786

25 387

еврооблигации 2015, 2017, 2018, 2020, 2022, 2028 и 2042 годов погашения

6 200

6 049

11 861

11 786

11 518

еврооблигации 2030 года погашения (выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед  Лондонским клубом кредиторов)

15 492

14 872

14 884

14 000

13 869

ценные бумаги в российских рублях

5 938

8 673

8 320

11 056

13 852

ОФЗ

3 325

5 821

5 831

8 549

11 470

еврооблигации 2018 г. погашения

2 613

2 853

2 489

2 508

2 381

прочая задолженность

358

365

330

338

307

Долг бывшего СССР

2 510

2 410

2 315

2 179

2 151

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов

7

7

6

6

6

задолженность перед бывшими социалистическими странами

1 013

1 033

983

996

1 003

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 444

1 325

1 280

1 131

1 096

прочая задолженность

46

46

46

46

46

Субъекты Российской Федерации

1 116

1 152

775

734

700

кредиты

527

544

512

526

536

ценные бумаги в российских рублях

589

609

262

208

164

Органы  денежно-кредитного регулирования

11 547

12 057

11 916

13 141

14 777

кредиты (прямые репо)

0

0

0

1 250

2 986

наличная национальная валюта и депозиты

2 836

3 269

3 307

3 143

3 073

прочая задолженность (распределение СДР)

8 710

8 788

8 609

8 748

8 718

Банки

162 764

169 234

175 357

189 752

208 368

Прочие  секторы

331 557

342 112

342 315

349 200

356 097

долговые обязательства  перед прямыми инвесторами и  предприятиями прямого инвестирования

84 681

88 259

92 572

100 907

108 061

кредиты

227 869

234 464

227 984

231 257

232 007

долговые ценные бумаги

12 271

11 886

9 583

10 305

9 802

торговые кредиты

2 418

2 852

2 832

2 779

2 487

задолженность по финансовому лизингу

2 357

2 297

2 323

2 320

2 326

прочая задолженность

1 960

2 355

7 022

1 631

1 414


   

Примечания.

Включается  внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.

 

Государственные ценные бумаги отражаются в части  задолженности перед нерезидентами  и оцениваются по номиналу.

   

Сведения  о состоянии внешнего долга разработаны  в соответствии с методологией, изложенной в шестом издании "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)", МВФ ( пресс-релиз Банка России от 27.06.12).

Данные  по статье "Банки" приведены без небанковских кредитных организаций (НКО) и включают данные Внешэкономбанка.

Данные  небанковских кредитных организаций (НКО) учтены в составе статьи "Прочие секторы".


Департамент государственного долга  и государственных финансовых активов 
 
Структура и динамика государственного внутреннего долга

(в части государственных ценных  бумаг Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации)

в период с 01.01.13 г. по 31.01.13 г. 

 

(млрд. руб.)

       
       
       
       
       
       
       

  • в период с 01.01.13 г. по 31.01.13 г.

 

 

(млрд. руб.)

Виды  государственных ценных бумаг

По состоянию 

на 01.01.13

Изменение госдолга с 01.01.13 по 31.01.13

По состоянию 

на 01.02.13

ОФЗ-ПД

2 248,154

- 78,740

2 169,414

ОФЗ-АД

1 048,584

 

1 048,584

ГСО-ППС

545,550

 

545,550

ГСО-ФПС

132,000

 

132,000

ОВОЗ

90,000

 

90,000

 Итого

4 064,288

- 78,740

3 985,548

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации