Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:10, доклад
Основные выводы подраздела
Объем государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2012 году составит 13,2 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в конце 2014 года составит 15,7 % ВВП.
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 6 330,9 млрд. рублей (10,8 % ВВП) в 2012 году до 9 221,8 млрд. рублей (12,7 % ВВП) в 2014 году, объем которого превысит законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. рублей) в 1,9 раза.
Расчеты Счетной палаты объема расходов по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации с учетом представленных сведений об уровнях процентных ставок, кросс-курсах и другой информации в целом совпадают с показателями, содержащимися в законопроекте.
11.5. Совокупный внешний долг Российской Федерации (далее – совокупный внешний долг), по оценке Банка России, по состоянию на 1 июля 2011 года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП).
Динамика совокупного внешнего долга в 2007 – 2011 годах приведена в следующей таблице.
(млрд. долларов США)
01.01.08 |
01.01.09 |
01.01. 10 |
01.01.11 |
01.04.11 г. |
01.07.11 г. | |
Совокупный внешний долг Российской Федерации |
463,9 |
480,5 |
467,2 |
489,0 |
509,6 |
538,6 |
% ВВП |
35,7 |
34 |
36,1 |
33 |
28 |
28,3 |
Органы государственного управления |
37,4 |
29,5 |
31,3 |
34,5 |
35,4 |
35,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
1,9 |
2,8 |
14,6 |
12,1 |
12,5 |
12,8 |
Банки |
163,7 |
166,3 |
127,2 |
144,2 |
149,1 |
159,0 |
Прочие секторы |
261,0 |
282,0 |
294,1 |
298,2 |
312,6 |
331,7 |
Справочно: международные резервы Российской Федерации |
478,8 |
426,3 |
439,5 |
479,4 |
502,5 |
524,5 |
Анализ динамики совокупного внешнего долга показывает, что совокупный внешний долг Российской Федерации увеличился за первое полугодие 2011 года на 49,6 млрд. долларов США, или на 10,2 %, и составил 538,6 млрд. рублей.
При этом внешний долг органов государственного управления увеличился за 2010 год на 3,2 млрд. долларов США, или на 10,2 %, за первое полугодие 2011 года – на 0,6 млрд. долларов США, или на 1,7 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за 2010 год сократился на 2,5 млрд. долларов США, или на 17,1 %, но за первое полугодие 2011 года увеличился на 0,7 млрд. рублей, или на 5,8 %.
Внешняя задолженность банков за 2010 год увеличилась на 17,0 млрд. долларов США, или на 13,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 14,8 млрд. долларов США, или на 10,3 %.
Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) увеличился за 2010 год на 4,1 млрд. долларов США, или на 1,4 %, за первое полугодие 2011 года – на 33,5 млрд. долларов США, или на 11,2 %.
Таким образом, рост совокупного внешнего долга Российской Федерации в 2010 году и первом полугодии 2011 года в основном обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового (прочие) секторов экономики.
Объем совокупного внешнего долга на 1 июля 2011 года превышал объем международных резервов Российской Федерации на 14,1 млрд. долларов США, или на 2,7 %, без учета совокупного объема средств Резервного фонда и ФНБ – на 133,3 млрд. долларов США, или на 32,9 %, соответственно.
Совокупный внешний долг относительно ВВП за 2010 год сократился на 3,1 процентного пункта, до 33 % ВВП, за первое полугодие 2011 год - на 4,7 процентного пункта, до 28,3 % ВВП.
Внешний долг государственного
сектора в расширенном
Около 60 % объема совокупного внешнего долга составляет внешний долг частного сектора.
Динамика совокупного внешнего долга в разрезе видов собственности приведена на следующей диаграмме:
|
Значительные заимствования корпоративных структур с большой долей участия государства в уставном капитале создают риски корпоративных заимствований государственного и частного секторов экономики, связанные с потенциальной возможностью рефинансирования государством обязательств по данным заимствованиям, как это было в 2009 году.
В настоящее время большинство показателей долговой нагрузки в соответствии с международными стандартами находятся на допустимом уровне.
Отношение объема совокупного внешнего долга к ВВП составило в 2010 году 33 %, в первом полугодии 2011 года – снизилось до 28,3 %, что ниже порогового значения, предлагаемого Международным валютным фондом в аналитических целях (50 %).
Вместе с тем, несмотря на низкий уровень данного показателя, необходимо учитывать риски, связанные с высокой степенью волатильности национальной валюты, обусловленной существенной зависимостью российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, которые в условиях обострения кризисных явлений в мировой экономике могут привести к превышению пороговых значений соотношения объема совокупного внешнего долга к ВВП.
Значения показателя внешней долговой устойчивости «платежи по совокупному внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг» составили по данным Банка России в I квартале 2011 года 28 %, что на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное Международным валютным фондом в аналитических целях.
Соотношение объемов совокупного внешнего долга и экспорта товаров и услуг в 2010 году составило 110 %, в первом квартале 2011 года – 109 %, что ниже порогового значения (150 – 200 %).
По мнению Счетной палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с ростом совокупного внешнего долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.
В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы отмечается, что «бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований».
В целях совершенствования системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с ростом указанного долга, необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.
Оценка внешнего
долга Российской Федерации
|
01.01.2012 |
01.04.2012 |
01.07.2012 |
01.10.2012 |
01.01.2013 | |
Всего |
540 555 |
559 747 |
570 722 |
594 657 |
623 963 |
Органы государственного управления |
34 688 |
36 344 |
41 133 |
42 565 |
44 721 |
Федеральные органы управления |
33 573 |
35 191 |
40 359 |
41 831 |
44 021 |
Новый российский долг |
31 062 |
32 781 |
38 043 |
39 652 |
41 870 |
кредиты международных финансовых организаций |
2 529 |
2 358 |
2 225 |
2 092 |
2 004 |
МБРР |
2 069 |
1 912 |
1 799 |
1 680 |
1 611 |
прочие |
460 |
445 |
425 |
412 |
393 |
прочие кредиты |
545 |
463 |
424 |
379 |
320 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
21 693 |
20 921 |
26 745 |
25 786 |
25 387 |
еврооблигации 2015, 2017, 2018, 2020, 2022, 2028 и 2042 годов погашения |
6 200 |
6 049 |
11 861 |
11 786 |
11 518 |
еврооблигации 2030 года погашения (выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов) |
15 492 |
14 872 |
14 884 |
14 000 |
13 869 |
ценные бумаги в российских рублях |
5 938 |
8 673 |
8 320 |
11 056 |
13 852 |
ОФЗ |
3 325 |
5 821 |
5 831 |
8 549 |
11 470 |
еврооблигации 2018 г. погашения |
2 613 |
2 853 |
2 489 |
2 508 |
2 381 |
прочая задолженность |
358 |
365 |
330 |
338 |
307 |
Долг бывшего СССР |
2 510 |
2 410 |
2 315 |
2 179 |
2 151 |
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами |
1 013 |
1 033 |
983 |
996 |
1 003 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами |
1 444 |
1 325 |
1 280 |
1 131 |
1 096 |
прочая задолженность |
46 |
46 |
46 |
46 |
46 |
Субъекты Российской Федерации |
1 116 |
1 152 |
775 |
734 |
700 |
кредиты |
527 |
544 |
512 |
526 |
536 |
ценные бумаги в российских рублях |
589 |
609 |
262 |
208 |
164 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
11 547 |
12 057 |
11 916 |
13 141 |
14 777 |
кредиты (прямые репо) |
0 |
0 |
0 |
1 250 |
2 986 |
наличная национальная валюта и депозиты |
2 836 |
3 269 |
3 307 |
3 143 |
3 073 |
прочая задолженность (распределение СДР) |
8 710 |
8 788 |
8 609 |
8 748 |
8 718 |
Банки |
162 764 |
169 234 |
175 357 |
189 752 |
208 368 |
Прочие секторы |
331 557 |
342 112 |
342 315 |
349 200 |
356 097 |
долговые обязательства
перед прямыми инвесторами и
предприятиями прямого инвестир |
84 681 |
88 259 |
92 572 |
100 907 |
108 061 |
кредиты |
227 869 |
234 464 |
227 984 |
231 257 |
232 007 |
долговые ценные бумаги |
12 271 |
11 886 |
9 583 |
10 305 |
9 802 |
торговые кредиты |
2 418 |
2 852 |
2 832 |
2 779 |
2 487 |
задолженность по финансовому лизингу |
2 357 |
2 297 |
2 323 |
2 320 |
2 326 |
прочая задолженность |
1 960 |
2 355 |
7 022 |
1 631 |
1 414 |
Примечания. |
Включается
внешняя задолженность в |
Государственные
ценные бумаги отражаются в части
задолженности перед | |
Сведения о состоянии внешнего долга разработаны в соответствии с методологией, изложенной в шестом издании "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)", МВФ ( пресс-релиз Банка России от 27.06.12). | |
Данные по статье "Банки" приведены без небанковских кредитных организаций (НКО) и включают данные Внешэкономбанка. | |
Данные небанковских кредитных организаций (НКО) учтены в составе статьи "Прочие секторы". |
Департамент государственного долга
и государственных финансовых активов
Структура
и динамика государственного внутреннего
долга
(в части государственных
в период с 01.01.13 г. по 31.01.13 г.
(млрд. руб.)
(млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг |
По состоянию на 01.01.13 |
Изменение госдолга с 01.01.13 по 31.01.13 |
По состоянию на 01.02.13 |
ОФЗ-ПД |
2 248,154 |
- 78,740 |
2 169,414 |
ОФЗ-АД |
1 048,584 |
1 048,584 | |
ГСО-ППС |
545,550 |
545,550 | |
ГСО-ФПС |
132,000 |
132,000 | |
ОВОЗ |
90,000 |
90,000 | |
Итого |
4 064,288 |
- 78,740 |
3 985,548 |