Государственный долг в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг.
Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Файлы: 1 файл

Финансы мой курсовик.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

"В основе предположения, что  старый долг оплачен, 

лежит то обстоятельство, что мы заключили  заем на гораздо большую сумму…."

Д. Рикардо

В данной курсовой работе рассмотрены  как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и  анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.

Актуальность работы заключается  в проблеме долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Государственный долг является одним  из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга  по степени риска и стоимости  обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

 Также имеет смысл остановиться на характеристике подразделений классификации расходов (разделы, подразделы, статьи и др.), взаимосвязи и значений функциональной, экономической и ведомственной классификаций, привести классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, государственных внутренних и внешних долгов (Приложение 1).

Для того чтобы разобраться в  проблеме государственного долга, необходимо сперва рассмотреть (вкратце) тему государственной  фискальной политики; т.е. решений государственного сектора о расходах, налогах и займах.

Самым важным источником государственных  доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Государственные расходы также  могут быть разделены на четыре категории: 1 - потребление в государственном  секторе (включает зарплату работникам госсектора, а также его платежи  за товары, закупаемые для текущего потребления); 2 - государственные инвестиции (включают разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов); 3 - трансферты частному сектору (включают пенсии за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. платежи); 4 - проценты по государственным долгам.

Национальный, или государственный, долг - это общая сумма всех дефицитов  и положительных сальдо федерального бюджета, накопленная за всю историю  страны.

Объект исследования – государственный долг.

Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.

Задачи работы:

  1. определить понятие и сущность государственного долга;
  2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
  3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
  4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический.

Так же данная проблема отражена в трудах американского экономиста Дж. М. Кейнса. По его мнению государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и к расходам на управление. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. При этом государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность в развитых странах. Она обеспечила в 30-60-х г.г. ХХ века стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный  долг в системе рыночных отношений

    1. Эволюция государственного долга в РФ

 

Первые российские государственные  займы появились в XVII веке, однако широкое применение получили только в середине XVIII века, при императрице  Екатерине II. Она осуществляла заимствования  за рубежом; первый внутренний заем был проведен во время царствования императора Александра I. Именно в это время (1809 г.) была впервые создана правовая база государственных заимствований в России и появились первые работы по управлению государственным долгом - в частности, М. Сперанского.

 

В XIX - начале XX веков хронический дефицит бюджета России покрывался, главным образом, займами - как внутренними, так и внешними. Правительство, однако, стремилось проводить максимально эффективную политику управления государственными заимствованиями. Для достижения этой цели бюджет был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Чрезвычайный бюджет был засекречен. Доходную часть чрезвычайного бюджета составляли средства, полученные от займов, а расходную - военные расходы (которые в России традиционно очень велики) и расходы на строительство железных дорог. Такое разделение бюджетов несколько упрощало управление государственным долгом, так как правительство имело возможность показывать профицитный бюджет, а это существенно облегчало получение новых кредитов по низкой процентной ставке. По большей части государственных долгов России процентная ставка составляла 4% годовых; сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей (более 2/3 всего рынка). В результате проведения ответственной политики по управлению государственным долгом Россия имела репутацию надежного заемщика на мировом рынке капиталов. Активное использование заемных средств в этот период имело как позитивное, так и негативное влияние на экономику страны. С одной стороны, такие меры позволили активно развивать железнодорожное строительство и привлекать дешевые кредитные ресурсы на мировом рынке капитала для финансирования дефицита бюджета, не прибегая к эмиссии. С другой стороны, возникла достаточно высокая степень зависимости политики страны от иностранных кредиторов, ухудшилась структура правительственных расходов, значительная часть бюджетных средств уходила на обслуживание государственного долга. Государственный долг России с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов накануне Октябрьской революции составлял 41,6 млрд. рублей, в том числе внешний 14,86 млрд. По размеру внешнего долга Россия занимала первое место в мире.

 

После октябрьской революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована декретом президиума ВЦИК от 21.01.1918 г. Эта мера негативно сказалась на доступе Советской России на мировой кредитный рынок, однако институт государственного долга сохранился. Первый государственный заем, проведенный правительством Советской России - хлебный заем 1922 года.

Советское правительство нуждалось  в финансовых ресурсах, и, поскольку  мировой кредитный рынок был  закрыт для страны, основные усилия по развитию механизма государственных  заимствований были перенесены на внутренний рынок. Для достижения успеха были предприняты шаги по выпуску привлекательных для населения займов. Цель была достигнута путем продажи облигаций ниже номинала и высоких процентных доходов, выплачиваемых инвесторам. Интерес к этим займам был достаточно велик, но расходы по их обслуживанию довольно высоки. Например, 5%-ный заем 1925 года обеспечивал доход 28% годовых. Такое управление государственным долгом привело к росту государственной задолженности; она увеличилась с 2,5 млн. руб. на 01.10.1922 г. до 662 млн. руб. на 01.10.1925 г.

 

В конце 20-х годов правительство, учитывая необходимость получения  средств на рефинансирование накопленной  задолженности, проведение политики индустриализации и недостаточный доступ на внешний  рынок капиталов, расширило внутренние заимствования. К этому времени оно отошло от принципов рыночного управления государственным долгом, доходность займов резко снизилась. К 1930 году ликвидируются фондовые биржи, а новые займы размещаются среди населения уже в принудительном порядке.

 

В области управления государственным  долгом стали преобладать административные меры, государством был проведен ряд  принудительных мер, ухудшивших положение  кредиторов. В дальнейшем при размещении государственных займов приоритет  отдавался государственным интересам, интересы населения не учитывались, размещение займов проходило в командно-административном порядке. 19 апреля 1957 года органами государственной власти в одностороннем порядке было принято решение об отсрочке начала выплат по облигациям до 1977 года, т.е. на 20 лет, что еще более подорвало доверие населения к правительству.

Официальная статистика СССР того времени  информировала о профицитном  бюджете, но данные о государственном  долге и накопленных бюджетных  дефицитах не сообщались.

 

Учитывая низкий уровень жизни  населения, понятно, что мотивация  последнего при накоплении сбережений - почти исключительно потребительские цели. Таким образом, очевидно, что лишь незначительная часть средств населения могла быть добровольно предоставлена государству в качестве инвестиционных ресурсов, что и обусловило стремление властей к скрытому принудительному изъятию этих ресурсов.

 

В 1980-х годах были предприняты  новые попытки размещения государственных  займов. В рамках этих попыток был  выпущен 3%-ный внутренний заем. В 1990 году Министерство финансов попыталось вновь привлечь средства внутренних инвесторов для финансирования дефицита государственного бюджета и выпустило облигации 5%-ного займа для предприятий и казначейские обязательства для населения. Эта попытка не имела успеха, поскольку условия выпуска не учитывали реальной экономической ситуации в стране. Из всей суммы займа в 74 млрд. руб. было продано бумаг на 59,8 млрд. руб., причем основную часть бумаг (на сумму 49,1 млрд. руб.) был вынужден купить Государственный банк СССР. Попытка придать государственному долгу цивилизованную форму посредством выпуска облигаций в 1991 году оказалась неудачной по причине недостаточно высокой доходности этих бумаг, высокой инфляции и общего недоверия населения к государству и его финансовой политике. Вместе с тем, в процессе попытки реализации этого займа впервые в России были применены технологии безбумажного выпуска облигаций, аукционного сбора заявок. Не принесли успехов в тот период и другие выпуски государственных ценных бумаг, так как предложенные условия не были привлекательны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Объективная необходимость, сущность и значение государственного долга

 

Для устранения бюджетного дефицита (преобладания расходов государственного бюджета над его доходами) государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате которых формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Он увеличивается также вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

 

Юридическое определение: "государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией" Бюджетный кодекс РФ [3], ст.97.

 

Экономическое определение: государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

 

Государственный долг как экономическая категория - это система отношений между органами государственного управления и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами по поводу формирования и погашения задолженности.

 

Внешнее финансирование государства является следствием объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация государственного долга и виды государственных займов

 

Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям.

 

 

Рисунок 1. Виды государственного долга

 

По валютному критерию государственный  долг делится на:

 

  • Внешний
  • Внутренний

 

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. Он ложится на страну тяжелой ношей, поскольку ей приходится рассчитываться за него ценными товарами, сырьем, предоставлять определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Следует иметь в виду, что кредитор в этих условиях выставляет те или иные запросы, только после выполнения которых, можно рассчитывать на кредит.

 

Внутренний государственный  долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством государственным внутренним долгом является долговое обязательство правительства, выраженное в валюте, перед юридическими и физическими лицами. Такие обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Информация о работе Государственный долг в системе рыночных отношений