Государственный долг в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг.
Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Файлы: 1 файл

Финансы мой курсовик.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

В связи с вновь возникшей  проблемой дефицитного финансирования расходов и эффективного управления государственным долгом с осени 2010 г. претерпела корректировку позиция государства в отношении предельного объема государственного внутреннего долга Российской Федерации. [6]

Изменение верхнего предела государственного внутреннего долга и его отношение  к валовому внутреннему продукту отражено в таблице 2. [1, с.79]

 

Таблица 2. Состояние верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

 

2010

2011

2012

Верхний предел государственного внутреннего  долга, млрд. руб.

 

1554,9

 

2119,7

 

2338,3

% к ВВП

4,8

5,1

6,0


 

В целом можно отметить то, что  показатель отношения как верхнего предела государственного внутреннего  долга, так и суммарного объема государственного долга Российской Федерации к  валовому внутреннему продукту значительно  ниже аналогичных показателей в ведущих экономиках мира. [6]

Однако размер государственного долга  в абсолютном выражении не дает полного  представления о состоянии экономики  и платежеспособности страны. Для  оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению  и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты), имеющие определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.

Основные показатели, характеризующие  степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2010 - 2012 годах, представлены в таблице 3. [10], [9]

 

Таблица 3. Долговые показатели (коэффициенты), характеризующие государственный  долг РФ

 

Показатели

2010

2011

2012

Государственный долг в % к ВВП

Предельное значение 60-80 % к ВВП

6,5

8,3

11,8

Расходы по обслуживанию государственного долга в % к расходам бюджета.

Предельное значение 20-30% к расходам бюджета

 

2,0

 

1,8

 

2,7

Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки  в %.

Предельное значение - 220%; умеренное - менее 220%, но выше 132%; небольшое - менее 132%

 

7,8

 

11,0

 

12,3

Отношение объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга к объему экспортной выручки  в %.

Предельное значение - превышение расчетной суммы годовых платежей 25% экспорта товаров и услуг

 

 

1,5

 

 

2,2

 

 

1,9

Отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам  федерального бюджета (ликвидность  бюджета).

Предельное значение 10%

 

4,5

 

5,5

 

8,4

Государственный долг в % к доходам федерального бюджета.

Предельное значение 250 % 

 

29,0

 

44,1

 

68,3

Превышение (+) доходов бюджета над  непроцентными расходами (долговая емкость), млрд. руб.

 

 

1858,3

 

 

-3014,8

 

 

-2632,9

Долговая емкость с учетом нефтегазовых фондов, млрд. руб.

Предельное значение > 0

 

8470,4

 

1 609,8

 

-96,6

Государственный долг на душу населения, тыс. руб.

 

19,0

 

28,8

 

38,9


 

 

Приведенные данные свидетельствует  о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2010 - 2012 гг. отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 6,5% в 2010 году до 11,8% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,0% в 2010 году до 2,7% в 2012 году. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2012 году наблюдается увеличение показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета до 8,4% по сравнению с 2010 г. и 2012 г. — 4,5% и 5,5% соответственно.

В 2011 - 2012 гг. резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2012 г. (-) 96,6 млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 19,0 тыс. рублей в 2011 году до 38,9 тыс. рублей в 2012 году).

Немало важным показателем является отношение государственного внутреннего  долга к объему ВВП. Согласно долговой политике РФ на 2010-2012 гг. государство  ставит целями дальнейшее развитие рынка  государственных ценных бумаг, а также дальнейшее уменьшение абсолютного и относительного размера государственного внешнего долга РФ. Так в 2010 г. объем внутреннего долга составлял 4,0% в объеме ВВП, а уже в 2012 г. составил 5,4% ВВП (таблица 4). Данные показатели свидетельствуют о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов. [5, с.285]

 

Таблица 4. Состояние государственного внутреннего долга РФ

 

Показатели

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

 

1 301,16

 

1 499,74

 

2 094,77

% к ВВП

4,0

3,6

5,4


 

В настоящее время ведущие международные  рейтинговые агентства оценивают  способность Российской Федерации  выполнять свои обязательства в  полном объеме как достаточную.

 

Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга

                  Российской Федерации за 2010-2012 гг.

 

Анализ динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации  по видам долговых обязательств за 2010-2012 гг. позволит определить, какие виды долговых обязательств занимали наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, а также как они изменялись в динамике. Непосредственно на основе данных о структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации можно будет определить, использует ли Россия преимущественно рыночные долговые инструменты.

Структура государственного внутреннего  долга Российской Федерации –  это доля каждого из видов внутреннего  долговых обязательств в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Все необходимые расчеты для  анализа динамики структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации  в период с 2010 г. по 2012 г. представлены в таблице 5 по данным Министерства финансов РФ и Заключения Счетной палаты РФ на проекты федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.».

 

Таблица 5. Структура государственного внутреннего долга РФ

 

 

Показатели

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Государственный долг РФ

1 301,16

100

1 499,74

100

2 094,77

100

Государственные ценные бумаги РФ

1 248,86

95,98

1 421,44

94,78

1 837,17

87,70

ГКО

-

-

-

-

-

-

ОФЗ – ПК

-

-

-

-

-

-

ОФЗ – ПД

288,42

22,17

328,17

21,88

706,37

33,72

ОФЗ – ФП

51,43

3,95

33,83

2,26

-

-

ОФЗ - АД

807,59

62,07

882,03

58,81

863,38

41,22

ГСО - ППС

10,42

0,80

45,41

3,03

135,42

6,46

ГСО - ФПС

91,00

6,99

132,00

8,80

132,00

6,30

ОГНЗ

-

-

-

-

-

-

ОГСЗ

-

-

-

-

-

-

Государственные гарантии

46,7

3,56

72,5

4,83

251,4

12,0

Прочая задолженность

5,6

0,43

5,8

0,39

6,2

0,30


 

 

По данным таблицы видно, что  наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга  вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации понижается с 95,98 % на начало 2010 года до 87,70% на начало 2012 года.

Наибольший удельный вес в общем  объеме размещенных государственных ценных бумаг имеют облигации федеральных займов, которые в современном составе государственного внутреннего долга представлены тремя вида, отличающиеся порядком определения купонного дохода и способом погашения.

За изучаемый период наибольший прирост среди государственных ценных бумаг наблюдается у облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — с 22,17% до 33,72%, т.е. доля данного вида ценных бумаг увеличилась на 11,55%. Правительство РФ в 2012 г. в целях проведения обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций обеспечило эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком погашения в 2019 году и выплатой купонного дохода один раз в год. [2]

Увеличение доли в общем объеме государственного внутреннего долга  также наблюдается у государственных  сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС). Так, например, за изучаемый  период доля ГСО-ППС увеличилась  с 0,80% до 6,46%.%, т.е. на 5,66%. Это говорит о том, что политика России в области государственного внутреннего долга направлена на увеличение в общем объеме долга доли нерыночных долговых инструментов.

Рассматривая долю государственных  сберегательных облигаций с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС), можно сделать вывод о том, что за изучаемый период она практически не изменилась в общем объеме государственного внутреннего долга. В 2011 г. доля ГСО-ФПС, незначительно увеличилась в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации — на 1,81%, а в 2012 году опять несколько снизилась — на 2,5%. Снижение доли данного вида ценных бумаг объясняется увеличением государственного внутреннего долга в абсолютном выражении и сохранение объема ГСО-ФПС на уровне предыдущего года Т.е., устойчивая тенденция к снижению, либо к увеличению данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации не наблюдается.

Относительно доли такого вида ценных бумаг как облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП) наблюдается такая же ситуация как и в с абсолютным его выражением, т.е. с 2010 г. по 2011 г. наблюдается снижение доли в общем объеме государственного внутреннего долга с 3,95% до 2,26% (т.е. на 1,69%), а в 2012 г. данный вид обязательства не присутствует в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Тенденция снижения доли в общем  объеме государственного внутреннего  долга также наблюдается и  в случае с облигациями федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). С 2010 г. по 2012 г. доля данных ценных бумаг снизилась на 20,85%, несмотря на то, что в период с 2011 по 2012 гг. абсолютное выражение ОФЗ-АД увеличивается. Несмотря на снижение доли в анализируемом периоде, среди всех видов обязательств данный вид государственных ценных бумаг занимает наибольший удельный вес на протяжении всего периода.

Высокая доля объема размещения государственных  ценных бумаг необходима в целях  стимулирования развития национального  финансового рынка, а также для финансирования погашения государственных долговых обязательств и создания резерва.

Рассматривая долю государственных  гарантий в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации  можно сделать вывод о том, что за изучаемый период происходило устойчивое увеличение данного показателя в структуре государственного внутреннего долга России. В 2012 году доля данного показателя в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составила 12%. Тем самым государство расширяет возможности хозяйствующих субъектов и ускоряет темпы  социально-экономического развития.

Наиболее незначительна доля такой  составляющей государственного внутреннего  долга Российской Федерации как  прочая задолженность, по которой за весь анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция к снижению. Так с 2010 г по 2012 г. доля данного показателя снизилась с 0,43% до 0,30%.

Таким образом, рассчитанные данные позволяют  увидеть, что на протяжении всего  периода 2010-2012 гг. наибольшую долю в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации составляют государственные ценные бумаги, а именно облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Однако в 2012 году значительный удельный вес на равнее с ОФЗ-АД в структуре государственного внутреннего долга стали занимать облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — около 34%. Наименьшая доля в структуре государственного внутреннего долга на протяжении всего исследуемого периода приходится на прочую задолженность Российской Федерации. При этом помимо данной задолженности в 2010 г. также незначительную долю имели государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) —0,80%, в 2011 г. — облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФП), на которые приходилось 2,26%.

 

 

Вывод: Анализируя изменения государственного внутреннего долга РФ в целом и по видам обязательств в динамике за 2010-2012 гг. можно сделать вывод о том, что политика России в области государственного внутреннего долга направлена на увеличение практически всех видов внутренних долговых обязательств.

Информация о работе Государственный долг в системе рыночных отношений