Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:55, курсовая работа
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.
Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.
Отсрочка погашения займов – применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как правило, при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ также может быть следствием банкротства государства.
В соответствии с Законом
«О государственном и гарантирован
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.
Так, в законе «О республиканском бюджете на 2011 – 2013 годы» утверждены средства в размере 1 747 853 тысячи тенге для погашения и обслуживания гарантированных государством займов. А так же установлен лимит правительственного долга на 31 декабря 2011 года в размере 3 200 000 000 тысяч тенге.
Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга», дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов1 от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:
Национальный Банк Казахстана
определяет структуру золотовалютных
активов и их размещение. Увеличение
и изменение структуры золотова
Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:
В соответствии с Законом «О бюджетной системе» долг местного исполнительного органа – это сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, а также отнесенных решениями местного представительного органа на долг местного исполнительного органа долговых обязательств на определенную дату. Точно также как в случае с Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита долга местного исполнительного органа», это – планируемая в местном бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец отчетного периода).
В Республике Казахстан постановлением Правительства утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг.
Управление государственным долгом – это деятельность государства в лице уполномоченных органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита. Управление осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
Управление государственным долгом включает в себя:
1.Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала.
2. Определение Министерством Финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком Республики Казахстан.
3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений.
4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и местных исполнительных органов.
5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.
Глава 3 Анализ государственного долга Республики Казахстан
Структура анализа будет строится по принципу от общего к частному, то есть вначале будут рассмотрены общие суммы по государственному долгу, а затем переход к отдельным группам государственного долга.
В рисунке 1 рассмотрим суммы государственного долга по следующим группам:
- долг Правительства Республики Казахстан;
- долг Национального Банка Республики Казахстан;
- долг местных исполнительных органов Республики Казахстан.
Рисунок 1. Динамика государственного долга за 2007-2011 гг., млн. тг
Здесь мы видим, что по всем, рассматриваемым заемщикам наблюдается рост сумм государственного долга. Наибольшие суммы проходят по государственному долгу Правительства Республики Казахстан. Государственный долг Правительства увеличился с 683 866 млн. тенге в 2007 году до 2 741 696 млн. тенге в 2011 году или в четыре раза.
Долг Национального банка Республики Казахстан также увеличивается, но меньшими темпами: с 228 937 млн. тенге в 2007 году до 509 805 млн. тенге в 2011 году. Наблюдается резкий прирост долга НБ РК в 2010 году на сумму 899 542 млн. тенге. Увеличение в 2010 году обусловлено необходимостью финансовых ресурсов с целью стабилизации финансовых рынков в посткризисный период.
Наименьшие займы наблюдаются у местных исполнительных органов: в 2007 году – 70 479 млн. тенге, в 2008 году – 74 675 млн. тенге, в 2009 году – 73 104 млн. тенге, в 2010 году – 107 074 млн. тенге, в 2011 году – 125 101 млн. тенге. Низкие темпы роста государственного долга местных исполнительных органов обусловлены тем, что не все исполнительные органы Республики Казахстан соответствуют требованиям, которые выдвигают международные кредитные организации.
В следующем рисунке 2 рассмотрим структуру государственного долга в разрезе основных заемщиков.
Рисунок 2. Структура государственного долга за 2007-2011 гг., %
(без учета взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)
Рисунок 2 показывает, что наибольший удельный вес принадлежи долгами Правительства РК: в 2007 году – 69,5%, в 2008 году – 72,4%, в 2009 году – 74,8%, в 2010 году – 68,8%, в 2011 году – 81,2%. Рост удельного веса долгов Правительства РК (за исключением 2010 года) обусловлено увеличением сумм государственного долга.
Наибольшую долю долг Национального банка РК достигает в 2010 году – 27,9%, наименьший удельный вес в 2011 году – 15,1%. Доля государственного долга НБ РК увеличивается в 2010 году в результате роста требований к ликвидности коммерческих банков.
Наименьшая доля в
структуре государственных
Рассмотрим внутренний государственный долг Правительства Республики Казахстан в таблице 1