Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
– исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга России;
– проведение исследований в области истории долгового финансирования дефицита бюджета России;
– анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
– оценка влияния государственного долга на экономику России;
– исследование путей совершенствования управления государственным долгом

Содержание работы

Введение 2
1.Государственный долг: понятие, сущность, виды, методы управления. 4
2.Анализ состояния и динамики государственного долга 9
3.Проблемы управления и перспективы погашения государственного долга РФ 29
Заключение ..45
Список использованной литературы……………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая Гос.долг.doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)

10. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2000. - № 7. – С. 10 – 15. 37

11. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496 с.

12. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России/А. И. Лебедев //Проблемы теории и практики управления-2004- №3-С.37-40

13. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2000. - № 4. - С. 99 – 107.

14. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2006. - № 8. – С. 25 – 31.

15. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность/А. Селезнев//Экономист-2005-№3-С.31-40

16. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 2006. - № 2. – С. 22 – 24

17. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования/А.А. Чумаченко//Рынок ценных бумаг.-2006-№16-С. 63-66.

18. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2005-№26-С.1-3.

19. Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 1999 – начале 2000 года. // Финансы и кредит. – 2000. – № 2 (62). – С. 33 – 39.(72)

20. Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru

21. Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

22. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

23. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins

24. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

 


Приложение

 

Динамика структуры внешнего государственного долга РФ

( в млрд. долл.)             

                           

Приложение 2

 

 

 

 

Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2006 года по срокам погашения
(в соответствии со Специальным стандартом МВФ по распространению данных)
(млрд. долларов США)

 

 

 

1 января
2006 г.

1 апреля
2006 г.

1 июля
2006 г.

Всего:

258,5

274,6

287,4

 

Краткосрочные обязательства

43,7

53,6

52,9

 

Долгосрочные обязательства

214,7

221,0

234,5

Органы государственного управления

71,3

69,7

66,7

 

Краткосрочные обязательства

6,7

6,7

4,4

 

Долговые ценные бумаги

0,0

0,0

0,0

 

Текущие счета и депозиты

0,0

0,0

0,0

 

Прочие долговые обязательства 

6,7

6,7

4,3

 

Просроченная задолженность

6,7

6,7

4,3

 

Долгосрочные обязательства

64,6

63,0

62,4

 

Долговые ценные бумаги

29,0

28,1

26,2

 

Ссуды и займы

35,6

34,9

36,1

 

Прочие долговые обязательства

0,0

0,0

0,0

Органы денежно-кредитного регулирования

11,0

16,5

12,4

 

Краткосрочные обязательства

11,0

16,5

12,4

 

Ссуды и займы

10,2

15,6

11,3

 

Наличная национальная валюта и депозиты

0,8

0,9

1,0

 

Долгосрочные обязательства

0,0

0,0

0,0

Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)1

50,0

57,2

66,6

 

Краткосрочные обязательства

20,3

23,9

27,8

 

Долговые ценные бумаги

1,2

1,3

1,6

 

Ссуды и займы

8,2

10,5

11,6

 

Текущие счета и депозиты

9,9

10,6

12,8

 

Прочие долговые обязательства 

1,0

1,5

1,8

 

Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

 

Прочее  

1,0

1,5

1,8

 

Долгосрочные обязательства

29,7

33,3

38,9

 

Долговые ценные бумаги

0,6

0,8

0,9

 

Ссуды и займы

26,4

29,4

33,3

 

Депозиты

2,5

2,9

4,3

 

Прочие долговые обязательства

0,2

0,2

0,3

Нефинансовые предприятия (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами)

112,6

117,0

122,9

 

Краткосрочные обязательства

5,8

6,5

8,4

 

Ссуды и займы

5,5

6,4

6,2

 

Прочие долговые обязательства

0,3

0,0

2,2

 

Долгосрочные обязательства

106,8

110,6

114,6

 

Долговые ценные бумаги2

12,3

14,4

13,4

 

Ссуды и займы

94,5

96,1

101,2

Банки и нефинансовые предприятия – долговые обязательства перед прямыми инвесторами

13,6

14,2

18,7

 

Банки

0,2

0,2

0,3

 

Нефинансовые предприятия

13,4

14,0

18,4

 

 

 Приложение 3


Дебиторам придется подождать

Россия не сможет завершить урегулирование долгов бывшего СССР до конца 2006 года, как это планировалось.

Сообщил замминистра финансов Сергей Сторчак. Чиновник объяснил это хлопотами по досрочному погашению задолженности Парижскому клубу, а также по председательству РФ в «большой восьмерке». Однако независимые эксперты полагают, что власти делают хорошую мину при плохой игре.

По словам г-на Сторчака, в ближайшее время должно выйти распоряжение правительства об урегулировании долга бывшего СССР перед Грецией на сумму 12 млн. долларов. Продолжается работа по урегулированию долгов перед странами бывшей Югославии. Как бы то ни было, должны мы, по официальной версии, все меньше. Для сравнения: на момент распада СССР это было в чистом виде около 56 млрд., к началу 2000 года – 130 млрд. долларов. А после выплаты в минувшем августе последнего транша Парижскому клубу остаток долга ограничивался уже 64 млрд. С учетом нынешнего экономического роста действительно немного – порядка 10% от ВВП. В большинстве развитых и развивающихся стран этот процент выше.

Однако Россия не только крупный должник, но и кредитор. И со взиманием долгов дела обстоят у нас несколько хуже, чем с их выплатой. По словам г-на Сторчака, в результате недавних переговоров задолженность перед РФ одного лишь Ирака была увеличена почти до 13 млрд. долларов с изначальных 10,5. Впрочем, еще раньше министр финансов Алексей Кудрин заявил, что из этой суммы все равно будет списано 90%. Списание – единственное, что нам остается, когда деньги все равно не вернуть.

Как сообщил Сергей Сторчак, сейчас готовится проект распоряжения правительства по списанию Россией долгов беднейшим странам в рамках инициативы HIPC (программа МВФ и Всемирного банка Heavily Indebted Poor Countries Initiative для беднейших стран с высоким уровнем задолженности).

Однако есть еще одна проблема, о которой власти стараются много не говорить. Речь идет о так называемом корпоративном внешнем долге, то есть о деньгах, которые берут за рубежом отечественные предприятия. По словам аналитика ИК «АйТи Инвест» Ильи Веселова, растут эти суммы не по дням а по часам. Если точнее, за шесть лет – почти в шесть раз: с 31 до 176 млрд. долларов. «Но если за свои долги частные компании отвечают собственным имуществом, то за долги госмонополий («Газпрома», РАО ЕЭС, «Роснефти») ответит государство, поэтому их необходимо учитывать в общем балансе госдолга, – рассказал «НИ» эксперт. – При резком падении нефтяных доходов, неспособность корпораций обслуживать свои долги может спровоцировать серию банкротств и переход собственности в руки иностранных кредиторов. А по долгам госмонополий придется платить нам – гражданам России».

По словам аналитика, то, что долги бывшего СССР в этом году погасить не получится, не принципиально. Однако может возникнуть другая проблема – сохранности нашей собственности за границей. «Подсуетиться» тут могут наши бывшие соотечественники. Украина, например, не признала обмен правопреемства РФ по долгам СССР на долги перед бывшим Союзом и собственность за рубежом. Это означает, что после погашения советского долга у нее появляется возможность выставить претензии к России.

Аналитик ИК «Баррель» Андрей Зорин обратил внимание на другую проблему. По его словам, безоговорочная выплата долгов заранее говорит о том, что государство просто не видит другого способа пристроить свалившееся на него богатство. «Все страны отдают долги заранее, только когда у них внутри государства все прекрасно. А что будет у нас, если цены на нефть снизятся? – вопрошает он. – Министр Кудрин говорит о вложениях в американские облигации. А между тем у нас за 3 года, с тех пор, как цены взлетели вверх, в экономике не изменилось ничего. Как выпускал ВАЗ автомобили 15-летней давности, как разваливалась авиастроительная отрасль, так и сейчас эти проблемы только обострились. Получается, что у кабинета министров какое-либо видение экономической политики полностью отсутствует – только если вдруг президент выдвинет какой-нибудь проект. Неудивительно, что наши компании уже давно поняли, что лучше всего занимать под небольшой процент за рубежом».

Opec.Ru, использованы материалы НезависимаяГазета, "Интерфакс"

1

 



Информация о работе Государственный долг