Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:54, реферат
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к
Введение.
1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация.
2. Внутренний и внешний государственный долг, его динамика.
3. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Динамика и сценарии его развития.
4. Различные точки зрения на проблему государственного долга.
Заключение.
Приложение. Пример государственного долга РФ.
Список используемой литературы.
8) По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями6. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (такая форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений oт объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;
9) По способу определения
10) По
направлениям использования заемных средств займы могут
быть подразделены на целевые и нецелевые7. Средс
Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Внутренний и внешний
Рассмотрим по подробнее внутренний и внешний государственный долг.
Различают внутренний долг и внешний. Внутренний - это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождается
бюджетными дефицитами, так называемым
долговым финансированием. Государственные займы выпускаю
Вместе с тем нельзя
недооценивать негативные последствия
внутреннего долга, ибо при определенных
условиях он может стать серьезной
проблемой для экономики
Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативной инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием
роста внутреннего долга
Введение специальных
налогов или повышение
Внешний долг может появиться
по двум основным причинам: в результате
прямого заимствования средств
у иностранных государств, частных
компаний и путем продажи
Последствия внешнего долга
более тяжелы для страны, чем внутреннего.
При внешнем долге нация
Большой внешний долг снижает
международный авторитет страны
и может осложнить получение
новых иностранных займов. Поэтому
правительство предпринимает
Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Динамика и сценарии развития.
Мнимые проблемы:
Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на плечи наших детей и внуков?
Банкротство?
Может ли крупный государственный
долг привести государство к банкротству,
лишив его возможности
1. Рефинансирование - когда
подходит ежемесячный срок
2. Налогообложение - правительство
имеет конституционное право
облагать население налогами
и собирать их. Повышение налогов
для правительства - один из
способов получить достаточные
доходы для выплаты процентов
и общей суммы
3. Создание денег - банкротство
государства очень сложно себе
представить еще и потому, что
государство вправе печатать
деньги, которыми можно выплатить
и основную сумму долга, и
проценты по нему. Создание новых
денег для выплаты процентов
или погашения основной суммы
долга может иметь
Перекладывание бремени?
Станет ли государственный долг бременем для будущих поколений? Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственных облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан и организаций (данные по США). Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т. к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать бульшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения. Новорожденным, каждый из которых в среднем наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств по государственному долгу, одновременно достаются государственные бумаги на такую же сумму.
Реальные проблемы
Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг-то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.
Ограничение фискальной политики
Крупный и растущий государственный долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер.
Эффект вытеснения и накопления капитала
Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую «национальную фабрику». Такое событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.
Предположим, что экономика
функционирует на уровне производства
при полной занятости и что
бюджет изначально сбалансирован. Теперь
по тем или иным причинам правительство
увеличило объем своих
Но в частном секторе
производятся как потребительские,
так и инвестиционные (капитальные)
товары. Если увеличение производства
в государственном секторе