Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация.
2. Внутренний и внешний государственный долг, его динамика.
3. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Динамика и сценарии его развития.
4. Различные точки зрения на проблему государственного долга.
Заключение.
Приложение. Пример государственного долга РФ.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

8) По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями6. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (такая форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений oт объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;

9) По способу определения предлагаемого  инвестору дохода эмитент может  предложить займы с постоянным  фиксированным уровнем дохода, а  также займы с переменным уровнем  дохода. Заключение сделок по  займам с постоянным фиксированным  доходом предоставляет инвестору  гарантированный доход, а эмитенту  заранее известную стоимость  обслуживания долга. Однако при  необходимости размещения долгосрочных  займов и низких возможностях  прогнозирования ситуации на  рынке ссудного капитала государство  может испытывать трудности в  финансировании дефицита бюджета  посредством размещения займов  среди инвесторов. Эта проблема  возникает, когда инвесторы опасаются  изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например, ставки по межбанковским кредитам в стране;

10) По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые7. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия денег;

– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости  займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Делая выводы, можно сказать, что  государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных  форм и методов финансовых отношений.

Внутренний и внешний государственный  долг, его динамика.

Рассмотрим  по подробнее внутренний и внешний  государственный долг.

Различают внутренний долг и внешний. Внутренний - это долг государства населению, субъектам  хозяйствования своей страны. Внешний - задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается  бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативной инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что  ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться  неподъемными для страны. Поэтому  необходимо постоянно отслеживать  динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального  производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего  продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего  долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия  не стали слишком тяжелыми для  экономики, правительство должно принять  определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит  бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она  обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам  даже отрицательными. Однако такой  ход событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительна  для экономики страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также  бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении  ставки ссудного процента или учетной  ставки. Все это ограничивает возможности  инфляции.

Введение специальных  налогов или повышение налоговых  ставок позволит в краткосрочном  периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный  долг. В долгосрочном временном интервале  это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения  и, следовательно, к уменьшению налоговых  поступлений в казну.

Внешний долг может появиться  по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств  у иностранных государств, частных  компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень  жизни населения. Кроме того, при  предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для  страны-заемщика. В связи с негативными  последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его  лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для  экономического анализа. Поэтому оценивают  его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

Большой внешний долг снижает  международный авторитет страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга  золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность  в долгосрочную или отсрочить  выплату внешнего долга.

Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики. Динамика и сценарии развития. 

Мнимые проблемы:

Как государственный долг и его рост влияют на состояние  экономики? Может ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ляжет ли долг бременем на плечи  наших детей и внуков?

Банкротство?

Может ли крупный государственный  долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять  свои финансовые обязательства? Ни в  коем случае, и тому есть три причины:

1. Рефинансирование - когда  подходит ежемесячный срок выплаты  части долга, правительство обычно  не сокращает расходы и не  повышает налоги, чтобы погасить  облигации, срок которых истек.  На самом деле правительство  рефинансирует свой долг; оно  продает новые облигации и  использует выручку для выплат  держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство  имеет конституционное право  облагать население налогами  и собирать их. Повышение налогов  для правительства - один из  способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов  и общей суммы государственного  долга.

3. Создание денег - банкротство  государства очень сложно себе  представить еще и потому, что  государство вправе печатать  деньги, которыми можно выплатить  и основную сумму долга, и  проценты по нему. Создание новых  денег для выплаты процентов  или погашения основной суммы  долга может иметь инфляционный  эффект. Но очень трудно поверить  в возможность банкротства, когда правительство обладает полномочиями создавать новые деньги, просто включив печатный станок.

 

 

Перекладывание  бремени?

Станет ли государственный  долг бременем для будущих поколений? Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственных  облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан  и организаций (данные по США). Таким  образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т. к. гражданам пришлось бы выплачивать более высокие налоги, а правительству выплачивать бульшую часть этих налоговых сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное снижение совокупного богатства в экономике или уровня жизни населения. Новорожденным, каждый из которых в среднем наследовал в 1994 г. 17816 дол. обязательств по государственному долгу, одновременно достаются государственные бумаги на такую же сумму. 

Реальные проблемы

Крупный долг действительно  может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг-то есть долговые обязательства  государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно  представляет собой экономическое  бремя для страны. Эта часть  государственного долга не является «задолженностью самим себе», и  фактически выплата процентов и  основной суммы такого долга требует  передачи части реального продукта страны другим государствам.

Ограничение фискальной политики

Крупный и растущий государственный  долг затрудняет для политиков применение фискальных мер в периоды спада. Крупный и растущий государственный  долг ставит политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер.

 

Эффект вытеснения и накопления капитала

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный  долг все же может послужить источником реального экономического бремени  для грядущих поколений, в частности  потому, что под воздействием долга  будущие поколения наследуют  меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую  «национальную фабрику». Такое событие  связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и, при прочих равных условиях, их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика  функционирует на уровне производства при полной занятости и что  бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство  увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами госсектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В экономике, достигшей  полной занятости, увеличение государственных  расходов смещает экономику вдоль  кривой по направлению к оси товаров  госсектора, что означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе  производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме  более низкого уровня жизни ляжет  на плечи нынешнего поколения, поскольку  не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер «национальной  фабрики», которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего  поколения. Но детям и внукам этого  поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Информация о работе Государственный долг