Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Проблемы государственного финансового контроля в настоящее время в России очень актуальны, так как от их решения зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
3
Глава 1. Сущность, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…………………………………………………...

5
1.1 Сущность, цели, задачи, предмет и метод государственного финансового контроля……………………………………………...

5
1.2 Формы и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………..

11
Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации…………………………………………………..

14
2.1 Место финансового контроля в системе государственного контроля……………………………………………………………..

14
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации…………………………………………….

16
2.3 Оценка эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………..

27
Глава 3. Недостатки системы государственного финансового контроля и основные направления развития государственного финансового контроля…………………………………………………...


30
Заключение…………………………………………………………….
34
Список использованной литературы………………………………...

Файлы: 7 файлов

Введение курсовой.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 1 Текст курсовой.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 2 Текст курсовой.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


Глава 2. Система государственного финансового контроля

 в Российской Федерации

 

2.1 Место финансового  контроля в системе государственного контроля

Перед рассмотрением системы государственного финансового контроля в Российской Федерации мы должны вначале установить место финансового контроля в общей системе государственного контроля. Это место определяется в первую очередь объектом контроля – это государственные финансы. И здесь очень важно с теоретической точки зрения правильно определиться с понятием «государственные финансы». Понятие «государственные финансы» можно рассматривать в узком и широком смысле слова.1

Если рассматривать государственные  финансы в узком смысле слова, то это собственно государственный  бюджет, сферы его формирования и использования. В Российской Федерации государственный бюджет выступает в форме федерального закона о федеральном бюджете, который состоит из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный финансовый контроль будет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и непревышению расходов расходной части.

Если рассматривать государственные финансы в широком смысле слова, то это не только государственный бюджет, но и вся та совокупность элементов государства, которая создаёт национальное богатство общества. Это не только чисто управленческая деятельность по формированию и использованию государственного бюджета, но и природные ресурсы, производственная и хозяйственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления. При такой трактовке государственных финансов сфера государственного финансового контроля существенно расширяется. Его объектами становятся не только организации, использующие средства федерального бюджета, но и всякая организация, использующая национальное достояние, будь то земля, лес, вода, недра, биологические ресурсы, государственная собственность и т.д. 

Таким образом, в широком смысле слова государственный финансовый контроль – это контроль над формированием, использованием и воспроизводством национального достояния. В этой связи он и является функцией государственного управления производительными силами и производственными отношениями в обществе. На наш взгляд именно таким и должен быть государственный финансовый контроль.

    

2.2 Органы государственного финансового контроля Российской               Федерации

Действующим законодательством определены учреждения и организации, осуществляющие отдельные функции государственного финансового контроля, - Контрольное управление Президента Российской Федерации, Счётная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, Федеральная служба по финансовому мониторингу Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Министерства Финансов Российской Федерации, а также иные органы контроля за поступлением, расходованием и использованием средств и имущества государства.2

Ниже мы рассмотрим задачи и функции наиболее важных органов государственного финансового контроля Российской Федерации на современном этапе.

Счётная палата Российской Федерации

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счётную палату.

Деятельность Счётной палаты Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 11.05.1995 года № 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации». В соответствии со статьёй 2 Закона задачами Счётной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В соответствии со статьёй 9 Закона в процессе реализации поставленных перед Счётной палатой задач  она осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учёта и финансовой отчётности определяется своевременность и полнота взаимных платежей  проверяемого объекта и федерального бюджета.

Законом подробно регламентируется порядок  подготовки экспертных заключений Счётной палаты. В соответствии со статьёй 20Закона Счётная палата проводит экспертизу и даёт заключения по:

  • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
  • проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в  её компетенцию, Счётная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства Российской Федерации; запросов органов государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, согласно статье 21 Закона, Счётная палата должна систематически анализировать итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счётная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

В целом закон направил деятельность Счётной палаты на реализацию права государства легитимными путями обеспечивать общественные финансовые интересы.3

Контрольное управление Президента Российской Федерации

Президентский контроль за финансами  осуществляется в соответствии с  конституцией Российской Федерации путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации.

В целях эффективности президентского контроля Указом Президента Российской Федерации от 8.06.2004 года № 729 утверждено Положение «О Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными задачами Управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
  • информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями  Управления являются:

  • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
  • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
  • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации Президента Российской Федерации;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
  • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

 Управление  для осуществления своих задач  и функций имеет право:

  • создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
  • направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
  • вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
  • направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
  • пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
  • привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Глава 3 Текст курсовой.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственный финансовый контроль