Глава 2. Система государственного
финансового контроля
в Российской Федерации
2.1 Место финансового
контроля в системе государственного контроля
Перед рассмотрением системы государственного
финансового контроля в Российской
Федерации мы должны вначале установить
место финансового контроля в общей системе
государственного контроля. Это место
определяется в первую очередь объектом
контроля – это государственные финансы.
И здесь очень важно с теоретической точки
зрения правильно определиться с понятием
«государственные финансы». Понятие «государственные
финансы» можно рассматривать в узком
и широком смысле слова.1
Если рассматривать государственные
финансы в узком смысле слова,
то это собственно государственный
бюджет, сферы его формирования
и использования. В Российской Федерации
государственный бюджет выступает в форме
федерального закона о федеральном бюджете,
который состоит из доходной и расходной
частей. В этой связи и государственный
финансовый контроль будет сводиться
к контролю исполнения федерального закона
по полноте поступления доходной части
и непревышению расходов расходной части.
Если рассматривать государственные
финансы в широком смысле слова, то это
не только государственный бюджет, но
и вся та совокупность элементов государства,
которая создаёт национальное богатство
общества. Это не только чисто управленческая
деятельность по формированию и использованию
государственного бюджета, но и природные
ресурсы, производственная и хозяйственная
деятельность субъектов производства,
распределения и потребления. При такой
трактовке государственных финансов сфера
государственного финансового контроля
существенно расширяется. Его объектами
становятся не только организации, использующие
средства федерального бюджета, но и всякая
организация, использующая национальное
достояние, будь то земля, лес, вода, недра,
биологические ресурсы, государственная
собственность и т.д.
Таким образом, в широком смысле
слова государственный финансовый
контроль – это контроль над формированием,
использованием и воспроизводством национального
достояния. В этой связи он и является
функцией государственного управления
производительными силами и производственными
отношениями в обществе. На наш взгляд
именно таким и должен быть государственный
финансовый контроль.
2.2 Органы государственного финансового
контроля Российской
Федерации
Действующим законодательством определены
учреждения и организации, осуществляющие
отдельные функции государственного финансового
контроля, - Контрольное управление Президента
Российской Федерации, Счётная палата
Российской Федерации, Министерство финансов
Российской Федерации, Центральный банк
Российской Федерации, Федеральная налоговая
служба Министерства финансов Российской
Федерации, Федеральная таможенная служба
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации, Министерство
экономического развития и торговли Российской
Федерации, система органов федерального
казначейства Министерства финансов Российской
Федерации, Федеральная служба по финансовому
мониторингу Министерства Финансов Российской
Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора Министерства Финансов Российской
Федерации, а также иные органы контроля
за поступлением, расходованием и использованием
средств и имущества государства.2
Ниже мы рассмотрим задачи и функции
наиболее важных органов государственного
финансового контроля Российской Федерации
на современном этапе.
Счётная палата Российской
Федерации
Для осуществления контроля за исполнением
федерального бюджета Совет Федерации
и Государственная Дума образует Счётную
палату.
Деятельность Счётной палаты Российской
Федерации регламентируется Федеральным
законом от 11.05.1995 года № 4-ФЗ «О Счётной
палате Российской Федерации». В соответствии
со статьёй 2 Закона задачами Счётной палаты
являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В соответствии со статьёй
9 Закона в процессе реализации поставленных
перед Счётной палатой задач
она осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую,
информационную и иные виды деятельности,
обеспечивает единую систему контроля
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов, что предусматривает:
- организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
- анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
- подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
- подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
В ходе проведения ревизий и проверок
на основе документального подтверждения
законности производственно-хозяйственной
деятельности, достоверности бухгалтерского
учёта и финансовой отчётности определяется
своевременность и полнота взаимных платежей
проверяемого объекта и федерального
бюджета.
Законом подробно регламентируется порядок
подготовки экспертных заключений
Счётной палаты. В соответствии со статьёй
20Закона Счётная палата проводит экспертизу
и даёт заключения по:
- проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного
внутреннего и внешнего долга и дефицита
федерального бюджета;
- проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в Российской Федерации;
- проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам,
вносимым на рассмотрение Государственной
Думы;
- проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального
бюджета;
- проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
По другим вопросам, входящим в
её компетенцию, Счётная палата осуществляет
подготовку и представление заключений
или письменных ответов на основании запросов
Президента Российской Федерации; поручений
Совета Федерации или Государственной
Думы, оформленных соответствующими постановлениями;
запросов комитетов и комиссий Совета
Федерации и Государственной Думы; запросов
депутатов (членов) Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы; запросов
Правительства Российской Федерации;
запросов органов государственной власти
субъектов Федерации.
Кроме того, согласно статье 21 Закона,
Счётная палата должна систематически
анализировать итоги проводимых
контрольных мероприятий, обобщать
и исследовать причины и последствия
выявленных отклонений и нарушений в процессе
формирования доходов и расходования
средств федерального бюджета. На основе
полученных данных Счётная палата разрабатывает
предложения по совершенствованию бюджетного
законодательства и развитию бюджетно-финансовой
системы Российской Федерации и представляет
их на рассмотрение Государственной Думы.
В целом закон направил деятельность
Счётной палаты на реализацию права государства
легитимными путями обеспечивать общественные
финансовые интересы.3
Контрольное управление
Президента Российской Федерации
Президентский контроль за финансами
осуществляется в соответствии с
конституцией Российской Федерации
путём издания указов по финансовым вопросам,
подписания федеральных законов, назначения
и освобождения от должности министра
финансов Российской Федерации, представления
Государственной Думе кандидатуры для
назначения на должность председателя
Центрального банка Российской Федерации.
В целях эффективности президентского
контроля Указом Президента Российской
Федерации от 8.06.2004 года № 729 утверждено
Положение «О Контрольном управлении
Президента Российской Федерации».
Основными задачами
Управления являются:
- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- контроль за реализацией общенациональных проектов;
- контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
- контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
- информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
Основными функциями
Управления являются:
- организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
- рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента Российской Федерации и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
- осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
- осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации контроля за исполнением сметы Администрации Президента Российской Федерации;
- осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
- участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
- участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.
Управление
для осуществления своих задач
и функций имеет право:
- создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
- направлять работников Управления на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- вносить в установленном порядке предложения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
- вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
- направлять в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
- пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
- привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.