Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Проблемы государственного финансового контроля в настоящее время в России очень актуальны, так как от их решения зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
3
Глава 1. Сущность, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля…………………………………………………...

5
1.1 Сущность, цели, задачи, предмет и метод государственного финансового контроля……………………………………………...

5
1.2 Формы и принципы государственного финансового контроля……………………………………………………………..

11
Глава 2. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации…………………………………………………..

14
2.1 Место финансового контроля в системе государственного контроля……………………………………………………………..

14
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации…………………………………………….

16
2.3 Оценка эффективности государственного финансового контроля……………………………………………………………..

27
Глава 3. Недостатки системы государственного финансового контроля и основные направления развития государственного финансового контроля…………………………………………………...


30
Заключение…………………………………………………………….
34
Список использованной литературы………………………………...

Файлы: 7 файлов

Введение курсовой.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 1 Текст курсовой.doc

— 60.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 2 Текст курсовой.doc

— 101.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Глава 3 Текст курсовой.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 



Глава 3. Недостатки системы  государственного финансового контроля и

 основные направления развития государственного финансового контроля

 

Финансовый контроль должен осуществляться постоянно и целенаправленно  всеми ветвями власти. При этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов.

В последнее время всё большее  внимание уделяется решению проблемы снижения уровня «теневой» экономики. Поэтому средства по снижению её масштабов должны носить комплексный характер. Как было отмечено выше, одним из таких средств является государственный финансовый контроль. Первоочередными его объектами должны быть нецелевое использование бюджетных средств, нерыночный сектор экономики, коррумпированность бюрократического аппарата. Необходимо, чтобы совместные усилия контрольных инстанций получали поддержку правоохранительных и судебных органов. Следует помнить, что меры ограничения финансовых возможностей  «теневой» экономики без строгого наказания нарушителей будут малоэффективными.

В последнее время в этом направлении  есть положительные сдвиги, которые  произошли благодаря настойчивым  усилиям специалистов.1

Установлена административная и уголовная  ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, включая средства государственных внебюджетных фондов. За расходование государственных средств на непредусмотренные цели будут налагать крупный штраф либо лишать  свободы и права занимать соответствующие должности после отбытия наказания.

По улучшению организации государственного финансового контроля. Создан контрольный  орган в системе исполнительной власти – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая получила значительные полномочия по проведению ревизий и проверок использования бюджетных средств. Она также будет органом валютного контроля.

Служба в основном сохранила  территориальный контрольно-ревизионный  аппарат, которым располагал Минфин России в субъектах Российской Федерации. при этом функции данной службы в некотором отношении стали более обширными, чем у прежнего Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов. Новая служба, кроме обычных ревизий и проверок, будет проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, осуществлять надзор за исполнением законодательства органами ведомственного финансового контроля, субъектов Федерации и местного самоуправления. На неё возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора. Важно, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации. Всё это, несомненно, окажет положительное влияние на повышение эффективности государственного финансового контроля

Вместе с тем возможности  государственного финансового контроля в деле укрепления экономической безопасности страны используются всё ещё недостаточно. В современных условиях необходимо усилить контроль государства в финансовой сфере так, чтобы он на деле превратился в важный механизм экономической и социальной политики государства.

В настоящее время контроль характеризуется  неупорядоченность, бессистемностью, правовой неопределённостью. В той мере, в какой государственный финансовый контроль осуществляется, он не достаточно эффективен. С одной стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой – из-за бюрократической волокиты при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть (10-20%) выявляемого ущерба.

Финансовый контроль только тогда  может успешно решать стоящие  перед ним задачи, когда государственные средства будут охвачены им в полном объёме. Например, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и региональном уровне контролируется далеко не полностью даже в отношении использования средств федерального бюджета. Значительная часть государственных средств постоянно вообще  остаётся вне контроля. Никто не может сказать, какая именно часть, поскольку учёт контрольных мероприятий, проводимых разными органами, и их сводных результатов в масштабе страны не ведётся. Сохраняется закрытость для ревизий и проверок целых секторов экономики и финансовой деятельности. Периодичность ревизий и проверок отсутствует.

Задачи органов, на которые возложено  осуществление функций государственного и муниципального финансового контроля, определены в общем виде, недостаточно конкретны, предметно и пообъектно не дифференцированы, границы их сфер ответственности размыты. Деятельность этих органов координируется слабо, поэтому многочисленные факты  постоянного дублирования ревизий и проверок по одним и тем же вопросам  и организациям мешают нормальной производственной и коммерческой деятельности, вызывают справедливые нарекания.

Ведомственный контроль практически  отсутствует или служит узковедомственным интересам, а без такого контроля отследить целевой характер использования выделенных ассигнований во многих случаях просто невозможно.

Общеизвестно, что ревизия как  один из основных методов финансового  контроля за выявлением финансовых нарушений находится на первом месте. Однако проведение ревизий сокращается, появляется желание вообще отказаться от них. Понятие ревизии исключено из Бюджетного кодекса Российской Федерации, что равносильно запрещению проводить ревизии в бюджетных учреждениях. Устранение ревизии из практики государственного финансового контроля приведёт к непоправимым последствиям. Последующий контроль за использованием государственных средств фактически перестанет существовать.

 Таким образом, те, кто любыми способами изгоняет ревизию из арсенала финансового контроля, добиваются именно ослабления контроля.

При создании Службы финансово-бюджетного надзора, наряду с положительными моментами, появились и отрицательные. До последнего времени КРУ Министерства финансов Российской Федерации проводило ревизии и проверки по поручениям правоохранительных органов в организациях любых форм собственности. Новая служба такого права лишена. Нет его и у контрольно-счётных органов. Следовательно, проводить ревизии и проверки в интересах государства в структурах рыночного сектора, коммерческих организациях некому. Вряд ли это будет способствовать  усилению борьбы с «теневиками».

Вызывает серьёзную озабоченность  вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень  квалификации финансовых ревизоров  понизился, численность их на федеральном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В тоже время нарушения становятся масштабными, изощрёнными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.

Если не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет всё труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности.

Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит в  том, что правовая база государственного финансового контроля остаётся неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем  мешает обоснованно решать практические задачи  органов контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.

Необходимо повысить ответственность  правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок. Сейчас реакция прокуратуры или милиции зачастую сводится к тому, что дела о многочисленных хищениях, исчезновении государственных средств прекращаются «за отсутствием состава преступления».

Фактическими причинами возбуждать уголовное дело и начинать следствие являются коррупция и сложность расследования. Но действующее законодательство никак не обязывает правоохранительные органы публично мотивировать свои действия и нести за них ответственность.

1 См.: Данилевский Ю.А., Овсянникова Л.Н. Финансовый контроль: основные направления развития// Бухгалтерский учёт. 2004. № 24. С. 6.




Заключение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список литературы.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Государственный финансовый контроль