Государственный и муниципальный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:45, доклад

Описание работы

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный долг.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

Государственный и муниципальный долг.

Заимствования средств бюджетами  различных уровней приводят к  формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной  задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований, подлежащей погашению  в форме основного долга и  начисленных на него процентов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной  власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга  РФ входят долговые обязательства в  следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями; 

2) государственные ценные  бумаги, выпускаемые от имени  РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые  обязательства третьих лиц в  государственный долг РФ на  основе принятых федеральных  законов; 

5) соглашения и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства  субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени субъекта РФ с физическими  и юридическими лицами, кредитными  организациями, иностранными государствами,  международными финансовыми организациями; 

2) государственных займов  субъекта РФ, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг субъекта  РФ;

3) договоров о предоставлении  государственных гарантий субъекта  РФ, договоров поручительства субъекта  РФ по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых  обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени субъекта  РФ, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств субъектов  прошлых лет. 

Долговые обязательства  субъекта РФ погашаются в сроки, которые  определяются условиями заимствований  и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных  ценных бумаг, выпускаемых от имени  субъекта РФ, условия их выпуска  и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов  РФ.

Муниципальный долг состоит  из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных муниципальным  образованием;

2) займов муниципального  образования, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг от имени  муниципального образования; 

3) договоров о предоставлении  муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального  образования по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств  юридических лиц, переоформленных  в муниципальный долг на основе  правовых актов органов местного  самоуправления.

Для проведения эффективной  финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований  особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным  долгом. Управление государственным  долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным  долгом производится уполномоченным органом  местного самоуправления.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства  не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства  не были гарантированы ими, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации.

При возникновении финансового  кризиса появляется необходимость  реструктуризации долга.

Реструктуризация — это  погашение долговых обязательств с  одновременным осуществлением заимствований  или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий  обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с  частичным списанием или сокращением  суммы основного долга.

В целях регулирования  размера государственного долга  устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете с разбивкой  долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается  верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем  государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных  и муниципальных ценных бумаг  производится при утверждении федеральным  законом, законом субъекта РФ или  решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

• предельного размера  соответствующего государственного или  муниципального долга;

• предельного объема заемных  средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным  образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета  соответствующего уровня;

• расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета  субъекта РФ или местного бюджета  расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных  средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной  власти РФ может применить следующие  меры:

• назначить ревизию бюджета  субъекта РФ;

• передать исполнение бюджета  субъекта РФ под контроль Минфина  РФ;

• принять другие меры, предусмотренные  бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт  по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном  бюджете путем вычитания суммы  погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение  обязательств государственного долга  субъектов РФ, муниципального долга  учитываются в расходной части  бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Государственный и муниципальный кредит.

Государственный и муниципальный  кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект  РФ или муниципальное образование  являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные  кредиты могут быть получены и  предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями  юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным  организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство  в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у  него возникают соответствующие  обязательства или требования. Условиями  кредитного договора являются:

• срок предоставления или  получения кредита;

• обязанности сторон;

• условия обеспечения  возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование ссудой;

• другие условия.

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

  1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и  региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и  бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

 

2.         Государственный и муниципальный  кредит выполняет также регулирующую  функцию. В условиях ограниченности  бюджетных ресурсов их выделение  на безвозмездной основе не  всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных  средств на возвратной и платной  основе выше, чем на безвозвратной  и бесплатной. При этом кредитование  создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная  возможность для стимулирования  развития отдельных отраслей  и предприятий путем выделения  им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция  проявляется и при получении  Россией внешних займов от МВФ  на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и  реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п.

С помощью регулирующей функции  государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное  применение бюджетных ссуд.

    1. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

 

• контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических  условий жизни населения и  функционирования региональных экономик;

• поддержка муниципальных  образований в решении неотложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов  деятельности.

Долговые обязательства  и активы.

По предоставленным государственным  кредитам у заемщиков возникают  долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным  образованием как кредиторами. Государственные  кредиты образуют государственные  внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства  перед Российской Федерацией, субъектом  РФ, муниципальными образованиями как  кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры  и структура долга по видам  долговых обязательств и по заемщикам  рассматривается вместе с законом  о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных  финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость  в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед  Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения  основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Информация о работе Государственный и муниципальный долг