Государственный кредит и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание работы

Введение 3
1 Государственный кредит
1.1 Понятие и сущность государственного кредита 4
2.1 Функции и формы государственного кредита 6
2 Внебюджетные фонды
2.1 Понятие внебюджетных фондов, их виды 11
2.2 Источники формирования внебюджетных фондов 13
Заключение 14
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Астраханской области.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Финансы и  кредит»

на тему «Государственный кредит и внебюджетные фонды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

1 Государственный кредит

1.1 Понятие и сущность государственного кредита                                                            4

2.1  Функции и формы государственного кредита                                                                6

2  Внебюджетные фонды

2.1 Понятие внебюджетных фондов, их виды                                                                     11

2.2  Источники формирования внебюджетных фондов                                                      13

Заключение                                                                                                                              14

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный кредит –  объект данной работы, представляет собой  одну из форм существования публичных  финансов наряду с бюджетами и  внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения  государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит следует  разделять на собственно государственный  кредит и государственный долг. В  первом случае кредитные институты  государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные  секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для  финансирования бюджетного дефицита и  государственного долга.

Государственный кредит –  во многом особая и обособленная часть  финансов бюджета. Он имеет свои источники  доходов. У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными  фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды  решают две важные задачи: обеспечение  дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.

БК РФ включает в число государственных  внебюджетных фондов РФ:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации (ПФР);

- Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС);

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС);

В настоящее время с принятием  второй части Налогового кодекса  координальным образом изменены основные функции всех страховых  внебюджетных фондов.

 

 

1 Государственный кредит

1.1  Понятие и сущность государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно  в качестве заемщика, а также кредитора  и гаранта. В количественном отношении  преобладает деятельность государства  как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда  государство предоставляет ссуды  юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает  их особенности. В качестве звена  финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма  возвращается с процентами.

           Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

           Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. 

Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство  обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах  государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых  поступлений.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди  различных групп инвесторов. Мобилизуя  средства физических лиц, оно снижает  платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется  без изменений, хотя возможно изменение  структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос  государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна  заемных средств вынуждает бизнесменов  сокращать инвестиции в сферу  производства, в то же время она  стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Положительное воздействие  на производство и занятость государство  оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и  гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных  районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых  банками согласно соответствующим  программам. Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет  на себя в случае их банкротства  погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

 

1.2 Функции и формы государственного кредита

Государственный кредит выполняет  три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция: через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа  или библиотека обеспечивают потребности  не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

Таким образом, положительное  воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями  государства, зависит от их срока  и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую  часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем  больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях. 
Регулирующая функция.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

Контрольная функция органически вплетается в контрольную, функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 
             1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. 
Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

Информация о работе Государственный кредит и внебюджетные фонды