Государственный кредит и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Содержание работы

Введение 3
1 Государственный кредит
1.1 Понятие и сущность государственного кредита 4
2.1 Функции и формы государственного кредита 6
2 Внебюджетные фонды
2.1 Понятие внебюджетных фондов, их виды 11
2.2 Источники формирования внебюджетных фондов 13
Заключение 14
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Астраханской области.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

 Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

 Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы. 
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые  займы обеспечиваются государственным  имуществом или конкретными доходами. Безналоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на: процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения  на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только, те, чьи облигации выиграли. 
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно  возрастающими суммами. Третий - постоянно  сумма уменьшается. Второй вариант  применяется тогда, когда предусматривается  в перспективе ежегодное повышение  доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться  либо увеличиваться государственные  расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке. 
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

-наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

-доверие кредиторов государству;

-заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

-возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход. 
Источниками погашения государственных займов могут выступать:

-доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

-дополнительные поступления от налогов;

-экономия средств от сокращения расходов;

-эмиссия денег;

-привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга). 
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств, как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.

 

            2 Внебюджетные фонды

2.1   Понятие внебюджетных фондов, их виды

В ходе развития современной цивилизации  общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей. Для этих целей  за счет бюджетных источников, средств  предприятий, населения во всех странах  создаются внебюджетные фонды.

Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых  граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны.

Источником формирования средств  внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными  гражданами и прошедший затем  перераспределение через бюджеты  и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это форма  перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на: экономические  и социальные.

А в соответствии с уровнем управления на:

1) государственные;

2) региональные.

С помощью внебюджетных фондов можно:

1) влиять на процесс производства  путем субсидирования, кредитования  отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные  мероприятия, финансируя их за  счет специальных источников  и штрафов за загрязнение окружающей  среды;

3) оказывать социальные услуги  населению путем выплат пособий,  пенсий, стипендий;         4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства  по осуществлению обязательного  социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

Централизованные государственные  внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. К ним  относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные - формируются  для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним  относятся внебюджетные фонды, создаваемые  для решения региональных, местных  и отраслевых задач.

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета.

Государственная власть с расширением  своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших  средств для своего покрытия. Эти  средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных  целей. Такие фонды носили временный  характер.

С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями.

Первый путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а второй - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

К последним, в частности, относятся  созданные во многих странах фонды  социального страхования, которые  предназначены для социальной поддержки  определенных групп населения.

Создание других фондов обусловлено  возникновением новых, ранее неизвестных  расходов, которые заслуживают особого  внимания со стороны общества.

Специальные внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода.

Основные методы мобилизации национального  дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

 

2.2 Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями.

Один путь- это выделение  из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда  с собственными источниками доходов  для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных, местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых  доходов бюджета.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные  средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может  быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли  в форме дивидендов или процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
          Значение государственного кредитования в нашей стране очень велико и его нельзя недооценивать. Нужно отметить, что в последнее время темпы экономического развития России очень высоки и это дает государству право использовать свободные денежные ресурсы для выдачи государственных кредитов. И этот шаг является оправданным и верным, ведь использование этих средств, при грамотном осуществлении всех операций, может приносить значительные доходы. Конечно, кредитные операции всегда связаны с определенными рисками, не исключением является и государственный кредит. Но ведь именно государственное кредитование целевых программ в регионах, отраслей промышленности, бюджетов разных уровней является рычагом установления экономической стабильности в стране.

Информация о работе Государственный кредит и внебюджетные фонды