Государственный кредит: сущность и значение для развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я обратилась к теме « Государственный кредит: сущность и значение для развития страны» неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. «В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  с разбивкой долга по формам обеспечения  обязательств.

В федеральном бюджете  на 2007 г. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. Предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. руб., и соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 123,7 млрд. долл., предельный размер государственных внешних заимствований (несвязанных финансовых кредитов) на 2007 г. – 1,29 млрд. долл. США.

Правительство РФ имеет право  осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно  снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного  объема государственного долга.

Сложившаяся неблагоприятная  Финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных  мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это  достигается за счет роста налоговых  поступлений и сокращения бюджетных  расходов, а самое главное за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование  управления государственным кредитом – порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.

Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях

 

  

 

Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему.

Россия в современных  условиях выступает одновременно и  международным кредитором, и международным  должником. Это является результатом  многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность  этих процессов состояла в том, что  заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование – преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние, на первый взгляд легко решаемое – получить долги стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками – на деле оказывается сложным и трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть их трудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долга и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный  долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний  долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный  долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке.

Практически Россия может  ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме  ежегодных процентов по внешней  задолженности. В 1993 году Парижский  клуб (объединяет всех государственных  кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных  кредиторов, преимущественно транснациональные  банки) отсрочили на несколько лет  выплату основой части российского  долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение  предыдущей задолженности будет  происходить за счет ее рефинансирования (таб.3). Это означает, что ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном году, придется брать  равный ей новый кредит и за его  счет платить по старым долгам. В  итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний  государственный долг России останется, скорее всего, на уровне 1993 года. В то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодолен кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

«В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР».

Основные параметры, характеризующие  объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в таблице №1,2 (см. приложение).

Можно выделить следующие  особенности, связанные с нынешним состоянием государственного долга.

1. Государственный долг  России увеличивается в целом  за квартал на 30 млрд.

2. На государственный  долг списывается все текущее  бюджетное недофинансирование за  последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,  переоформленная в казначейские  векселя, облигационный заем для  погашения товарных обязательств  и задолженности перед Центральным  банком РФ, Пенсионным фондом  и пр.

3. Центральный банк сконцентрировали  свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка.

4. Отсутствует средне  – и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух – трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет), что произойдет не ранее,  чем через два-три года. Управление  государственными пассивами на  первом этапе требует обеспечения  единообразного подхода к отражению  в бюджете операций с долговыми  обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно  смыкаются. Этот процесс ускоряется  при использовании такой формы  заимствования, как выпуск ценных  бумаг, в том числе номинированных  в валюте. С одной стороны, наблюдается  массовый приток средств нерезидентов  на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента  внутренних заимствований), с другой  – происходит смешение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. На 7 млрд. долл. По сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс «срастания» двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого  на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга  Российской Федерации. Если правовой  режим первого задан спецификой  заключенных международных договоров,  то использование особых экономических  подходов и порядка отражения  второго в бюджетной отчетности  вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная  с долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк – агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства  по размещению еврооблигаций,  а также реализуемые Центральным  банком РФ механизмы допуска  нерезидентов на рынок внешних  заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не  получили должной экономической  и правовой оценки. Влияние данных  кредитных потоков на платежный  баланс России остается не  изученным.

Необходимо отметить, что  информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных  с российскими внешними долгами  и активами, необоснованно закрывается  и практически недоступна.

Внешний долг Российской Федерации  формировался в неблагоприятных  экономических и политических условиях, а также в значительной степени  унаследован от бывшего СССР.

Специфика формирования внешнего долга России обуславливает особенности  его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга  нерыночных долговых инструментов и  обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа – ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.

Необходимо изменение  акцента в деятельности по управлению внешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований, строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в основе управления государственным  долгом в странах мира лежат различные  теории и осуществляются эти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая страна устанавливает  свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметь целевую  программу по управлению долгом.

Заключение

В заключительной части мне  бы хотелось коснуться тенденций  развития кредита в современных  условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной системе  развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести  быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название «секьюритизации». В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию, эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.

Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями  выступает не одно, а несколько  лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к  торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.

В нашей стране необходимо активно развивать новые формы  кредитования, такие, как акции и  облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять  особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.

Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Информация о работе Государственный кредит: сущность и значение для развития страны