Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:56, курсовая работа
В своей курсовой работе я обратилась к теме « Государственный кредит: сущность и значение для развития страны» неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. «В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций».
Введение
Глава 1. Государственный кредит
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Правовое регулирование государственного кредита
Глава 2. Государственные долги
2.1 Понятие государственного долга
2.2 Состав государственного долга
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Глава 3. Государственный кредит в России в современных условиях
Заключение
Список литературы
К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.
Долг – это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.
В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности.
Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня – муниципальный долг.
В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг».
Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.
На основании этой классификации схематично задолженность государства может быть представлена в следующем виде:
1. Общественный долг
2. Частный долг
3. Суверенный долг
4. Субсуверенный долг
5. Муниципальный долг
Весь долг в рамках национальной
экономики можно условно
1) государственный долг (долг центрального правительства);
2) муниципальный долг (долг субъектов местной власти);
3) долг нефинансовых организаций.
В соответствии с оценкой экономистов развитых стран государственный и муниципальный долг является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйств. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим.
Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по его обслуживанию и погашение обязательств, срок оплаты по которым наступил, образуют текущий государственный долг.
В мировой практике определено
оптимальное соотношение роста
государственного долга с ростом
экономики. Считается, что чем выше
темпы экономического роста и
ниже реальные процентные ставки, тем
свободнее и без очевидных
проблем государство может
В случае отрицательного роста образуются значительные трудности в обслуживании государственных долговых обязательств и возможности привлечения новых займов.
Если доходность государственных облигаций соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП), то процентное отношение обслуживания долга будет находиться в соответствии с ростом вновь возникающей задолженности.
Если темп роста долга превышает рост ВНП и существует тенденция к его снижению, то государство вынуждено увеличивать налоги с тем, чтобы обеспечить дополнительные доходы бюджета для финансирования обязательств.
Допустимым считается кратковременное (не более двух лет) превышение темпов роста долга над уровнем ВНП. В данном случае рост государственной задолженности может явиться стимулирующим фактором развития экономики.
В современной экономической науке выделено четыре основные концепции сбалансированности бюджета и государственного долга:
1) теория ежегодно балансируемого бюджета. Суть ее – ежегодное балансирование бездефицитного бюджета;
2) теория автоматически
стабилизирующейся
3) теория компенсирующегося
бюджета. Здесь обосновывается
невозможность ухода от
Государственный долг-это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период.
Государственный долг является наиболее часто используемым инструментом финансирования государственных расходов. Однако злоупотребление таким способом финансирования расходов государства может привести к негативным последствиям.
2.2 Состав государственного долга
Государственный кредит имеет
следующие формы: государственные
займы, гарантированные займы. Государственные
займы осуществляются путем эмиссии
и размещения ценных бумаг, получения
иностранного кредита. Гарантированные
займы федерального правительства
под кредиты, получаемые органами исполнительной
власти субъектов Федерации либо
хозяйствующими субъектами, выступают
в форме условного
Различают капитальный государственный долг и текущий.
Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года), т. Е. непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
Государственный долг подразделяется на государственный долг РФ и государственный долг субъектов Федерации.
Государственный долг Российской
Федерации полностью
В соответствии с законодательством состав государственного долга РФ может включать долговые обязательства в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций в пользу указанных кредиторов;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов.
Государственный долг субъекта Федерации – совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта.
Государственный долг субъекта Федерации может включать долговые обязательства в форме:
• государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта;
• переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта на основе принятых законов субъекта;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
Долговые обязательства РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями займов и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
• займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
• договора о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
2.3 Государственный внутренний и внешний долг
Функционирование
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Государственный долг России
полностью и без условий
Государственный внутренний
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются
на иностранных фондовых рынках в
валюте других государств. При их размещении
учитываются специфические
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.
В последние годы заемная
деятельность Правительства РФ на рынке
ценных бумаг стремительно активизировалась,
что объясняется отказом от использования
кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного
дефицита. При этом для привлечения
средств выпускались
В результате в предкризисный 2007г. Период возникла парадоксальная ситуация: самые надежные гocyдapcтвeнные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета на 2007 г. Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 14%, в то время как еще в 2007 г. На них приходилось, хотя и немало.
Расходы на обслуживание государственного
долга в государственном
Информация о работе Государственный кредит: сущность и значение для развития страны