Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
перераспределение денежного капитала;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Экономическое содержание и функции государственного кредита
1.1 Государственный кредит как экономическая категория___________4
1.2. Отличия государственного кредита от банковского______________6
2. Формы государственного кредита__________________________________8
2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита________8
2.2. Международный государственный кредит____________________13
3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ________18
Заключение______________________________________________________22
Список использованной литературы_______________

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  Российской Федерации

Ульяновский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Финансы и кредит» на тему:

 

«Государственный кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: студентка

                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2008

Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

1. Экономическое содержание и функции государственного кредита

         1.1 Государственный кредит как экономическая категория___________4

         1.2. Отличия государственного кредита от банковского______________6

2.  Формы государственного  кредита__________________________________8

         2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита________8

         2.2. Международный государственный кредит____________________13

3.  Основные тенденции развития государственного кредита в РФ________18

Заключение______________________________________________________22

Список использованной литературы_________________________________23

 

Введение

 

Современная кредитная  система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Через кредитную систему  реализуются сущность и функции  кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие  функции:

    • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
    • перераспределение денежного капитала;
    • экономию издержек;
    • ускорение концентрации и централизации капитала;
    • регулирование экономики.

На рынке, на ряду с  такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие  и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны.  Принимая во внимание сложившиеся в России экономические  условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание и функции государственного кредита

1.1  Государственный  кредит как экономическая категория

 

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может  привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения  является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .[1]      

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

 Объем доходной  части бюджета ограничен  уровнем  налогообложения, установленном   действующим законодательством   с учетом общего состояния   экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу  бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

В периоды экономического кризиса (который имеет место  на сегодняшний день), коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством  госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ. [1]

Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов  власти). Для заемщика ценная форма  кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании.  Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом. 

Аналогичная схема действует  и в практике государственного кредита  на международном уровне.  Принимая государственную гарантию за третье лицо ( государство или отдельное  предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника, на платежеспособность которого оно рассчитывает.

При этом существенными  условиями обязательства гаранта  будут являться:

-указание, за кого  оно выдано,

-пределы обязательства  гаранта, т.е. сумма, на которую выдана гарантия

-срок действия.

Отличительными чертами  государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.   

Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

 

 

1.2  Отличия  государственного кредита от банковского

 

Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных  отношений отличается от банковского  кредита рядом особенностей:

Потребность государства  в кредите. 

Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости  урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными  ресурсами. Государственный кредит используется, прежде всего,  на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. [1] Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством.

 

Условия сделки.

 Условием сделки  банковского кредита является  совпадение  экономических интересов   кредитора и заемщика,  при  государственном кредите экономические  участников обособлены, поэтому  нужно обеспечить экономическую  заинтересованность кредиторам  для добровольной  передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных  экономических интересов кредиторов и заемщиков. [1]

Целевое назначение.

Банковский кредит имеет  строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые   помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит.  В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся  добровольно. [1]

Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью банковского  кредита  создаются деньги  и  при не продуманной кредитной  политике банковский кредит может служить  фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством  сокращения денег в обращении.

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

2. Формы государственного  кредита

 

Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная  форма (хлебный  и сахарный займы) применялась в  переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита. [1]

 

 

2.1. Внутриэкономический кредит

 

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные займы;

2. обращение части  вкладов населения в государственные  займы;

3. заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда;

Информация о работе Государственный кредит