Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. То есть одним из участников сделки обязательно является государство.
В сфере государственного кредита центральное правительство и местные власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов главной формой привлечения денежных средств, является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг.

Содержание работы

1. Государственный кредит, его сущность и формы……………………………4
2. Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов…………….5
3. Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им……………………………...9
4. Государственные бумаги РФ, их виды……………………………………...11
5. Государственный долг Росси и проблемы его погашения текущего года...12
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственный кредит, его сущность и формы……………………………4

2. Государственные займы как  источник дополнительного привлечения  денежных средств государством. Виды государственных займов…………….5

3. Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им……………………………...9

4.  Государственные бумаги РФ, их виды……………………………………...11

5. Государственный долг Росси  и проблемы его погашения текущего  года...12

Список используемой  литературы……………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный кредит, его сущность и формы.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений,  в которых заемщиком или кредитором выступают государство,  местные  органы власти по отношению к гражданам  и юридическим лицам.  То есть одним из участников сделки обязательно является государство.

В сфере государственного кредита центральное правительство  и местные власти традиционно  выступают в качестве заемщиков,  привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов главной формой привлечения денежных средств, является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг.  Облигация представляет собой обязательство эмитента,  который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и проценты.  Владельцы свободных денежных средств,  покупая облигации,  выступают физическими кредиторами государства.  В отличие от банковского кредита,  при государственном кредите кредиторами могут быть не только банки , но и страховые компании,  предприятия и частные лица.

Осуществляя функции  кредитора,  государство через  Центральный банк производит кредитование: 

  • конкретных отраслей или регионов,  испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах,  если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны,  а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия  факторов конъюнктурного характера;
  • коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

 В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора,  оказывать кредитную  помощь тем отраслям,  в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом.  Финансирование жилищного строительства,  создание инфраструктуры экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств.  Но несмотря на это,  «характерной чертой государственного кредита в условиях капитализма остается непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств». Временно давая государству дополнительные доходы,  займы, в конечном счете, влекут за собой рост государственных расходов,  так как по ним выплачиваются проценты и погашения.

Формы государственного кредита разделяются:

1) в зависимости от того, кто выступает в роли заемщика (центральные или местные органы власти) на:

  • централизованные (заемщиком выступает правительство за его полномочиями министерство финансов);
  • децентрализованные (заемщиком выступают местные органы власти);

2) в зависимости от места получения на:

  • внутренние (размещаются в середине страны);
  • внешние предоставляются МВФ, МБРР и другими международными и государственными кредитными учреждениями США, Германии, Канады и других стран);

3) в зависимости от  срока погашения на:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (свыше 5 лет);

4) в зависимости от  порядка оформления

 

2. Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов.

Государственные займы  являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании  правительственных соглашений и  обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость – обозначенную сумму  долга – и курсовую цену, по которой  она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне - и долгосрочные.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на:

  • внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами)
  • внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии  подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы  выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются  на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного  дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход, таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

Такой подход направлен  на создание благоприятных условий для привлечения средств, как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах:

  1. минимизация стоимости займа 
  2. установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

  • наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
  • доверие кредиторов государству;
  • заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
  • возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

  • доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
  • дополнительные поступления от налогов;
  • экономия средств от сокращения расходов;
  • эмиссия денег;
  • привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

 

3. Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им.

Под государственным долгом понимается общая сумма задолженности государства. Средства, которые поступают в распоряжение органов государственной представительной (исполнительной), власти направляются на покрытие бюджетного дефицита. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий, внутренний и внешний.

Капитальный государственный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

РФ не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований РФ. Исключение составляют обязательства, гарантированные Правительством РФ. Управление государственным внутренним долгом и его обслуживание возложены на Федеральное казначейство, Центральный банк и его учреждения.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Управление государственным долгом представляет собой деятельность по определению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ, осуществляемую правительством РФ.

К основным методам управления государственным долгом относятся  следующие:

  • рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
  • конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода;
  • консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  • унификация займов – объединение нескольких займов в один;
  • отсрочка погашения займа – проводится в условиях, когда деятельность по выпуску новых займов становится неэффективной;
  • аннулирование государственного долга – отказ государства от долговых обязательств

Информация о работе Государственный кредит