Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 06:38, реферат

Описание работы

Госкредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости ВВП и определенной части национального богатства. Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные средства предприятий и населения. Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.

Содержание работы

. Введение
2. Понятие государственного кредита
3.
4.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 64.32 Кб (Скачать файл)

Казначейские обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Ситуация усугублялась тем, что существовал мультипликативный эффект: каждый рубль государственного долга стимулировал 2–3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ переоформило 10% задолженности в КО. КО выпускались сроком на один год в безбумажной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных депозитариях.

Время с момента выпуска  до начала погашения варьировалось от 50 до 360 дней в зависимости от серии. По всем сериям КО существовал равный доход — 40% годовых. Владельцы КО вправе были производить с ними следующие операции:

• погашать кредиторскую задолженность;

• оплачивать без ограничений  товары и услуги;

• продавать их юридическим  и физическим лицамрезидентам;

• совершать залоговые  операции;

• обменивать на казначейские налоговые освобождения;

• погашать с получением процентов.

Чтобы выполнять эти операции, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3—5). Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). После банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах «заморозились» средства юридических и физических лиц. Задолженность банка перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Выпущен заем был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Форма облигаций — документарные бумаги на предъявителя. Эмитент облигаций — Минфин РФ. Облигации содержат купоны для ежегодных выплат процентов. Купонная ставка — 3% годовых — выплачивается 14 мая каждого года. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в РФ, так и за рубежом.

Облигации федерального займа  с переменным купонным процентом являются именными среднесрочными бумагами и предоставляют их собственникам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающий для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных собственников.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, — не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения ЦБ РФ. Размещение ОФЗ ПК, как и ГКО, производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги идут на ММВБ.

Государственный сберегательный заем (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн руб., которые государство намеревалось получить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускались в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска составлял 102,7% годовых. Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций — 100 и 500 тыс. руб. «Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависела от дня покупки и определялась как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Под действием различных факторов рыночная цена отличалась от расчетной.

2. Государственный и муниципальный  долг 

Поскольку в основе государственных заимствований лежат принципы возвратности, срочности и возмездности, функционирование государственного кредита представляется экономической основой возникновения государственного долга. Госдолгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Госдолг существует в двух видах: капитальный и текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации. По форме долговые обязательства делятся на:

• кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;

• соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

По срокам долговые обязательства  РФ могут быть:

1) краткосрочными (до одного года);

2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний долг РФ складывается из:

• основной номинальной  суммы долга по ценным бумагам  РФ;

• объема основного долга  по кредитам, полученным РФ;

• объема основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.

Внешний долг РФ складывается из:

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ;

• объема основного долга  по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства  субъекта РФ приобретают форму:

• кредитных соглашений и договоров;

• государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

• договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

бюджетной системы РФ;

• договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Госдолг субъектов РФ складывается из:

• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

• объема основного долга  по кредитам, полученным субъектом РФ;

• объема основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным субъектом РФ.

Муниципальный долг — это  совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров; 

2)· займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

3)· договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

4) договоров о предоставлении  муниципальных гарантий.

Иные формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Муниципальный долг складывается из:

• основной номинальной  суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

• объема основного долга  по кредитам, полученным муниципальным образованием;

• объема основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

 Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления. Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.  Государственные и муниципальные заимствования имеют разную «специализацию», а также различаются по органам, имеющим право их осуществлять:

Назначение использования

Кому принадлежит право осуществления заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий Государственные внешние заимствования РФ Для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения долговых обязательств Российской Федерации. От ее имени осуществлять заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти Государственные и муниципальные внутренние заимствования. Для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов бюджетов в пределах расходов на погашение долговых обязательств.

Право осуществления заимствований  и выдачи гарантий другим заемщикам  для привлечения кредитов (займов) принадлежит:

• от имени РФ  Правительству  РФ либо уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти;

• от имени субъекта РФ –  единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ;

• от имени муниципального образования – уполномоченному органу местного самоуправления.

В процессе исполнения бюджета нередко возникает потребность реструктурировать долг. Реструктуризация долга — это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Реструктурирование основывается на соответствующем соглашении. Важной составляющей управления государственным долгом является установление его предельного объема и предельного объема государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Установлено, что предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Бюджетный кодекс предусматривает случаи, когда Правительство РФ вправе осуществлять заимствования свыше установленного предельного их объема:

• по внешним заимствованиям — если при этом Правительство РФ осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга;

Информация о работе Государственный кредит