Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государственный кредит – это комплекс кредитных отношений государства и субъектов хозяйствования, а также населения и государства, в которых кредитором выступает само государство.
В большинстве случаев государство выступает в роли заемщика средств. Количество операций, при которых государство играет роль кредитора, иными словами, когда выдает ссуды физическим и юридическим лицами, намного ниже.
Если государство возлагает ответственность за погашения кредитов, полученных физическими лицами, на себя, то оно является гарантом.
Зачастую государственные гарантии предоставляются только на ненадежных заемщиков и, как следствие, приводят к росту расходов средств из централизованных фондов.
Государственный кредит имеет определенные особенности, которые отличают его от налогов и других финансовых категорий.
Государственный кредит в отличие от налогов носит добровольный характер. Движение налогов происходит исключительно в одном направлении – от налогоплательщика во внебюджетные или бюджетные фонды. При этом возвратное движение средств возможно лишь при переплате или ошибочно изъятых суммах.
В основе государственного кредита лежит его платность и возвратность. Это означает, что внесенная сумма через установленный
Введение 3
І. Понятие государственного кредита 6
ІІ. Функции государственного кредита 10
ІІІ. Формы и виды государственного кредита 13
IV. Отличия государственного кредита от банковского 16
V. Государственный долг и его виды 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Оглавление
Введение 3
І. Понятие государственного кредита 6
ІІ. Функции государственного кредита 10
ІІІ. Формы и виды государственного кредита 13
IV. Отличия государственного кредита от банковского 16
V. Государственный долг и его виды 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Актуальность темы исследования. Государственный кредит – это комплекс кредитных отношений государства и субъектов хозяйствования, а также населения и государства, в которых кредитором выступает само государство.
В большинстве случаев государство выступает в роли заемщика средств. Количество операций, при которых государство играет роль кредитора, иными словами, когда выдает ссуды физическим и юридическим лицами, намного ниже.
Если государство возлагает ответственность за погашения кредитов, полученных физическими лицами, на себя, то оно является гарантом.
Зачастую государственные гарантии предоставляются только на ненадежных заемщиков и, как следствие, приводят к росту расходов средств из централизованных фондов.
Государственный кредит имеет определенные особенности, которые отличают его от налогов и других финансовых категорий.
Государственный кредит в отличие от налогов носит добровольный характер. Движение налогов происходит исключительно в одном направлении – от налогоплательщика во внебюджетные или бюджетные фонды. При этом возвратное движение средств возможно лишь при переплате или ошибочно изъятых суммах.
В основе государственного кредита лежит его платность и возвратность. Это означает, что внесенная сумма через установленный период времени возвращается с определенными процентами.
Государственный кредит выполняет основные функции финансов:
- регулирующую;
- контрольную;
- распределительную.
Особенности государственного кредита:
Средствами обеспечения государственного кредита служит имущество, которое находится в его собственности.
Государственные займы на центральном правительственном уровне не носят конкретного целевого характера. В то время как кредиты на низком уровне зачастую имеют четко выраженное целевое направление. Например, кредит на строительство нового жилого массива или дороги.
Государство, как и все заемщики, привлекает средства только на заранее установленный и ограниченный срок. Законодательством РФ предусмотрено, что все долговые обязательства государства обязаны погашаться в сроки, оговоренные в условиях займа, и не превышают 30 лет.
Таким образом, целью данной работы является исследование понятия и особенностей государственного кредита.
Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:
- рассмотреть понятие государственного кредита;
- исследовать функции государственного кредита;
- дать характеристику формам и видам государственного кредита;
-выявить отличия государственного кредита от банковского;
- охарактеризовать государственный долг и его виды;
- сделать выводы.
Объектом исследования настоящей работы является государственный кредит.
Предмет исследования представлен законодательством, комментариями, а также опубликованными работами, статьями различных авторов в которые входит исследование по данной теме.
Информационную базу данного исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, а также мнения ведущих ученый по обозначенной проблеме исследования, таких как: Николаева Т. П. «Финансы и кредит», Павлов П. В. «Финансовое право», Рахимов Т.Р. «Финансы, денежное обращение и кредит практикум», Чалдаева Л. А. «Финансы, денежное обращение и кредит».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.
Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений1.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.
Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.
Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним2.
Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая .деятельность государства невозможна без государственного кредита3:
1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
2) дефицит государственного бюджета;
3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции: распределительную, регулирующую, контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется межд4у:
- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
- иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;
- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2) регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.
Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.
Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
3) контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за5: