Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государственный кредит – это комплекс кредитных отношений государства и субъектов хозяйствования, а также населения и государства, в которых кредитором выступает само государство.
В большинстве случаев государство выступает в роли заемщика средств. Количество операций, при которых государство играет роль кредитора, иными словами, когда выдает ссуды физическим и юридическим лицами, намного ниже.
Если государство возлагает ответственность за погашения кредитов, полученных физическими лицами, на себя, то оно является гарантом.
Зачастую государственные гарантии предоставляются только на ненадежных заемщиков и, как следствие, приводят к росту расходов средств из централизованных фондов.
Государственный кредит имеет определенные особенности, которые отличают его от налогов и других финансовых категорий.
Государственный кредит в отличие от налогов носит добровольный характер. Движение налогов происходит исключительно в одном направлении – от налогоплательщика во внебюджетные или бюджетные фонды. При этом возвратное движение средств возможно лишь при переплате или ошибочно изъятых суммах.
В основе государственного кредита лежит его платность и возвратность. Это означает, что внесенная сумма через установленный
Введение 3
І. Понятие государственного кредита 6
ІІ. Функции государственного кредита 10
ІІІ. Формы и виды государственного кредита 13
IV. Отличия государственного кредита от банковского 16
V. Государственный долг и его виды 18
Заключение 22
Список использованной литературы 25
- движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
- соблюдением условий кредитного договора;
- целевым использованием заемщиком выделенных средств;
- выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.
Государственный кредит – это государственная деятельность, направленная на получение в кредит денежных средств от граждан и юридических лиц, а так же и от зарубежных стран на условиях добровольности, возвратности, срочности, и является вторым по значению, после налогов, источником финансирования государственных расходов. Эта деятельность урегулирована нормами финансового права. Взятые государством взаймы деньги превращаются в дополнительные финансовые ресурсы и находятся в распоряжении государственных органов. Они, как правило, идут на покрытие дефицита бюджета. Займы, а так же и проценты по ним, погашаются из бюджетных средств, которые специально выделяются в отдельную строку при ежегодном утверждении государственного бюджета.
При дефиците бюджета государство имеет право рефинансировать государственный долг путем погашения старой задолженности новыми займами. Правовые отношения по государственному долгу закреплены законодательно, причем одной из сторон, всегда выступает государство. Несмотря на то, что государство здесь выступает в качестве заемщика, эти отношения всегда носят государственно-властный характер. Только государство имеет право в единоличном порядке устанавливать и изменять условия кредита.
Вторая сторона обязана выполнять условия займа, поскольку она добровольно вступила в кредитные отношения с государством. Государственные займы квалифицируются6:
Выпуск государственных кредитов возможен только при совокупности следующих условий:
Основные источники погашения государственного кредита7:
Государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора. Когда само государство выступает в роли заемщика, то тогда такой заем называется государственный кредит. Когда государство дает средства в долг предприятиям, то речь идет уже о бюджетном кредите. При предоставлении государственных кредитов другими странами оформляются соглашения. Так уж сложилось исторически, что почти все страны живут в кредит и это давно стало нормой.
Существует две формы предоставления государственного кредита – это государственные займы и сберегательное дело. Центральный банк РФ обслуживает государственный долг, осуществляя различные операции по долговым обязательствам.
Государственный кредит во многом отличается
от кредита банковского. В частности,
одно из отличий заключается в
потребности государства в
Как правило, государство вынуждено привлекать заемные средства для того, чтобы разрешить финансовые затруднения, урегулировать разрыв между находящейся в обращении денежной массой и товарными ресурсами. Предназначение государственного кредита, прежде всего, заключается в покрытии бюджетного дефицита8.
Что же касается банковского кредита,
то его привлекают, в первую голову,
для того, чтобы устранить
Еще одно отличие заключается в условиях сделки. Банковский кредит предполагает совпадение экономических интересов заемщика и кредитора. Что касается государственного кредита, то в данном случае участники обособлены.
Банковский кредит необходимо для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных ресурсов. Назначение государственного кредита глобальнее: те средства, которые удается привлечь с его помощью, расходуются на нужды народного хозяйства и в целях финансирования каких-либо чрезвычайных расходов.
Таким образом, государственный кредит имеет ряд отличий от банковского кредита9.
1. Заемщиком в таких кредитных отношениях является государство, а кредитором выступает население и различные организации. При этом необходимость привлечения кредитов государством обусловлена недостатком его собственных средств для покрытия дефицита бюджета.
2. Условия сделки при банковском кредите одинаково интересны как населению, так и банкам, и принцип их взаимоотношений похож на определенный механизм (население предоставляет займы государству, оно за это платит проценты за пользование).
Государственный кредит интересен больше для государства, и чтобы мотивировать людей вложить свои наличные деньги в облигации, государству приходится их заинтересовывать, предлагая за это определенное вознаграждение. Поэтому условия данной сделки больше являются стимулом реализации экономических интересов заемщиков и кредиторов.
3. Данные виды кредитов имеют разное целевое назначение. При банковском кредите средства используются в основном на обеспечение своевременности денежного оборота, где задействованы платежи товарного назначения, а при госкредите они расходуются на любые неотложные нужды государства, как товарного, так и нетоварного назначения.
4. В отличие от банковского кредита, при котором ссуда возвращается в строгом соответствии с оговоренными сроками, государственный кредит не имеет таких ограничений по возврату заемных средств. Здесь отношения между заемщиками и кредиторами строятся на добровольной основе.
5. И если при необдуманной кредитной политике банковский кредит способен стать одним из факторов, стимулирующих появление избыточной денежной массы в обороте, то госкредит всегда направлен на сокращение в нем денежных ресурсов.
Государственный долг - это совокупный размер долга государства, который складывается из невыплаченных займов, а также невыплаченных процентов по ним. Если принимать во внимание, где размещались займы, можно выделить понятия внешнего и внутреннего государственного долга. А в зависимости от того, какими являются сроки погашения, выделяют капитальный государственных долг, по которому еще не наступил срок платежа, и текущий долг, уплатить который необходимо в текущем финансовом году или в будущем году. Государственная задолженность формируется на основе задолженности, которая имеется на счету центрального правительства, регионов и органов местной власти, а также на счету корпораций, в деятельности которых используется государственное участие10.
Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.
В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату – суммарную величину непогашенных долговых обязательств.
Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Последствия существования значительного государственного долга
Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный промежуток времени, за вычетом суммы накопленных профицитов (излишков).
По экономической направленности различают11:
1) внутренний долг – сумму, которую государство заимствовало внутри страны для финансирования дефицита собственного бюджета, долг резидентам;
2) внешний долг – долг перед нерезидентами, физическими и юридическими лицами иностранных государств. Рефинансирование государственного долга – это осуществление выпуска новых серий государственных ценных бумаг, доходы от которых фактически идут на выплату процентов по предыдущим сериям. Так называемая финансовая пирамида – рациональный элемент налогово-бюджетной политики государства.
Среди экономистов-аналитиков существует мнение, что государство – это устойчивая система, которая не может обанкротиться по ряду причин:
1) государство не подвержено банкротству в силу его способности рефинансировать собственные задолженности;
2) по Конституции государство облагает население налогами, устанавливает налоговую ставку для возможности погашения долга;
3) только государство в лице Центрального банка страны обладает абсолютным монопольным правом эмиссии денежной массы. Трудно представить ситуацию банкротства того экономического субъекта, который в любой момент времени может начать выпуск дополнительных денежных единиц, т.е. «включить печатный станок». В принципе, полагают, что, например, внутренний долг не так опасен, как кажется.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Вместе с тем, государственный долг - это сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения, валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним. В зависимости от срока погашения он может быть капитальным и текущим.
Государственный долг возник прежде всего вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги.
Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране12.
Понятие государственного долга имеет отношение к дефициту только федерального бюджета, которым распоряжается правительство. К местным бюджетам он отношения не имеет, сальдо которых может быть положительным, а федеральный бюджет в это время может иметь дефицит.